Важнейшие параметры мотоцикла — устойчивость и управляемость, тормозные качества и проходимость, расход топлива, максимальная скорость, комфортабельность и безопасность езды — все это во многом зависит от шин. Мотоциклетная шина, так же как и автомобильная, представляет собой упругую резино-тканевую оболочку, заполненную сжатым воздухом и способную воспринимать внешние нагрузки. Принципиальных различий в конструкции автомобильных и мотоциклетных шин нет. Однако мотоциклетные работают в более жестких условиях.
Существуют значительные различия в работе шин переднего и заднего колес. Начать с того, что автомобиль имеет четыре колеса, а мотоцикл только два. Ширина колеса мотоцикла по меньшей мере в два раза меньше автомобильного. Следовательно, условия сцепления с поверхностью дороги и условия передачи крутящего момента ведущим колесом мотоцикла в четыре раза труднее, чем у автомобиля. Кроме того, при выполнении поворота, чтобы обеспечить устойчивость мотоцикла-одиночки, водитель должен наклонить его к центру поворота на некоторый угол, вследствие чего возникают дополнительные боковые силы в месте контакта шины с дорогой. Для того, чтобы сцепление было удовлетворительным при любых маневрах, величина пятна контакта всегда должна оставаться достаточно большой. Это обеспечивается специально подобранным профилем сечения шины, имеющим определенную кривизну рабочей части протектора, отличающейся от автомобильной. Передняя шина должна обеспечивать устойчивое движение мотоцикла по прямой, хорошую управляемость при поворотах, оказывать возможно меньшее сопротивление качению. Поэтому она относительно уже, диаметр ее больше, рисунок протектора направленный с кольцевыми продольными выступами-ребрами.
Шина заднего колеса, кроме того, должна наиболее полно использовать крутящий момент и обеспечивать эффективное торможение. Эти качества лучше проявляют шины малого диаметра, имеющие протектор с выступами.
Рассмотрим требования, которые предъявляют к шинам различные дорожные условия. Для шоссе нужны шины, обеспечивающие езду с высокой скоростью по прямой и на поворотах, малое сопротивление качению, хороший отвод воды из зоны контакта с дорогой на случай мокрого шоссе. Шина должна быть легкой, с рисунком протектора большой насыщенности. Передняя может быть ребристой с поперечными каналами для отвода воды, задняя — с протектором, имеющим зигзагообразный рисунок. Чтобы такие шины обеспечивали лучшее сцепление, их делают из вязких резиновых смесей. На рисунке (а) изображен отпечаток протектора дорожной шины Л-170, которую устанавливали на переднее колесо «ИЖ-Планеты-спорт». Она хорошо зарекомендовала себя на дорогах с усовершенствованным покрытием.
Для мотоцикла, эксплуатируемого на неровных грунтовых, часто мокрых дорогах и на пересеченной местности, лучше шины повышенной проходимости — широкие, обеспечивающие надежную передачу крутящего момента, с рисунком протектора, имеющим массивные, редко расположенные грунтозацепы. Такая шина хорошо самоочищается от налипающей грязи. Отпечаток протектора шины повышенной проходимости размером 3,50—19 модели Л-175 изображен на рисунке (б).
Пока же практически шины, выпускаемые нашей промышленностью для дорожных мотоциклов, имеют универсальный рисунок протектора. В качестве примера мы приводим отпечаток протектора такой шины размером 3,25— 19 модели Л-130 (см. рисунок, в). Казалось бы, само слово «универсальная» означает, что эта шина хороша для любых дорог. Но испытания и опыт эксплуатации показывают, что и на шоссе и на проселке она работает недостаточно эффективно в экстремальных условиях.
Универсальные шины, как и универсальные мотоциклы, пользуются спросом. Но с каждым годом растет интерес к мотоциклам, наиболее пригодным к конкретным условиям эксплуатации. Соответственно и шины для новых мотоциклов по конструктивному исполнению и по рисунку протектора должны соответствовать вполне определенным сферам использования, и прежде всего дорожным условиям. Появилась первая ласточка — тульский завод приступил к выпуску мотоциклов повышенной проходимости на широкопрофильных шинах для сельской местности. Разрабатываются модели повышенной проходимости и на других заводах.
Рассмотрим некоторые тенденции изменения традиционной конструкции шины.
Отпечатки протектора шин: а — дорожной; б — повышенной проходимости; в — универсальной.
Низкопрофильные шины. У шины нормального профиля высота и ширина его примерно равны. Если высота меньше, а ширина больше, шину принято называть низкопрофильной. Ленинградский завод выпускает низкопрофильные шины размером 2,50/85—16 модели Л-264, у которых отношение высоты к ширине равно 0,85.
Уменьшение высоты профиля позволяет развить ширину беговой дорожки и тем самым увеличить площадь контакта ее с дорогой. Отсюда повышение срока службы шины, лучшие сцепление, боковая устойчивость. Значительное снижение массы шины улучшает управляемость мотоцикла. Но низкопрофильные шины пригодны лишь для хороших дорог, так как из-за малого объема воздуха не могут обеспечить достаточного гашения колебаний, вызываемых неровностями.
Радиальные шины. В настоящее время большое распространение получили шины типа Р (радиальные). Принципиальное их отличие — меридиональное расположение нитей корда в слоях каркаса, когда нити в соседних слоях параллельны. Каркас опоясан практически нерастяжимым брекером. Основные преимущества этих шин — большой срок службы, меньшее сопротивление качению, меньшая масса, хорошее сцепление с мокрой и скользкой дорогой. Но на мотоциклах радиальные шины не нашли широкого применения, поскольку у них низкая боковая жесткость и невысокая прочность боковины. В тяжелых условиях, в которых работает мотоциклетная шина, велика вероятность их повреждения.
Бескамерные шины. Преимуществ у них для мотоцикла много. Они легче обычных, меньше образуют тепла, более долговечны, оказывают меньшее сопротивление качению, обеспечивают постоянство давления в течение продолжительного времени, наконец, медленнее выпускают воздух при проколе. Отсутствие камеры удешевляет шину. Но для эксплуатации бескамерной шины необходим специальный герметичный обод колеса с усиленными закраинами. У нас ведутся работы по созданию бескамерной шины для мотоциклов.
Итак, какими должны быть шины для современного мотоцикла?
Во-первых, разнообразными по назначению. Каждый мотоциклист должен иметь возможность выбрать шину в соответствии с типом своего мотоцикла, стилем езды и дорожными условиями. Во-вторых, шина должна обладать высокими эксплуатационными характеристиками, надежностью и качествами, обеспечивающими безопасность.
Как видим, предстоит многое сделать для совершенствования мотоциклетных шин. И здесь нужно тесное сотрудничество предприятий шинной и мотоциклетной промышленности, расширение научных исследований на основе самых современных методов.
Н. ФАТТАХОВА, инженер отдела мотоциклов ВНИИмотопрома
г. Серпухов
.
1986N12P8
Будущие новики ИЖ Планета 2 и Юпитер 2 Сотни голубых ИЖей сходят ежедневно с заводского конвейера. Этому мотоциклу тоже недолго ждать. Еще несколько усилий, и машина оживет. Мотолюбителям хорошо известны мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Выпускает их наш завод с 1961 — 1962 годов. И с того же времени непрерывно идет работа над их улучшением. Намного повысилась надежность машин, и благодаря этому на 20 процентов увеличен гарантийный пробег мотоциклов. Заводские конструкторы работают не только над устранением выявленных в процессе эксплуатации изъянов, совершенствованием модели, стоящей на конвейере. Наше КБ готовило и новые, модернизированные модели мотоциклов, особое внимание уделяя таким качествам, как надежность и долговечность. Сейчас осе работы по созданию и испытанию новых машин закончены. «ИЖ-Планета-2» и «ИЖ-Юпитер-2» готовы к старту.Чем же они отличаются от своих широко известных предшественников? Первое, что бро...
Читать далее >>12-вольтовая 12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...
Читать далее >>Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла Во втором квартале объединение «Ижмаш» переходит к массовому производству мотоциклов «ИЖ-Планета—5», первая партия которых была изготовлена в конце прошлого года. Изменения, внесенные в конструкцию по сравнению с «Планетой—4», прежде всего имели целью удовлетворить запросы сельских мотоциклистов — основных потребителей мототехники. Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла.Цилиндр двигателя и его головка — новой конструкции. Это позволило снизить расход топлива примерно на 10%: у «Планеты— 5» он равен 5,0 л/100 км при скорости 90 км/ч, в варианте с боковым прицепом «ИЖ-Планета—5К»> — 7,0 л/100 км при 60 км/ч (соответствующие показатели для «Планеты— 4» — 5,5 и 7,2 л/100 км). В то же время н...
Читать далее >>Владельцам мотоциклов ИЖ Если на мотоцикле ИЖ во время движения загорелась контрольная лампа работы генератора, немедленно остановитесь, даже когда вы почти у цели. Дело в том, что чаще всего генератор отказывает из-за неплотного прилегания щеток к коллектору. Электрическое сопротивление на этом участке цепи растет, сильно повышается температура, что быстро приводит к обугливанию и межвитковому замыканию обмотки якоря (установлено на горьком опыте).Чтобы избежать этого, восстановите контакт щеток с коллектором, очистив щеткодержатель (из-за скопившейся грязи щетки теряют подвижность) зачистите кольца на коллекторе либо замените чрезмерно изношенные щетки или ослабшие пружинки.Случается, что в пути устранить неполадку не удается, тогда отключите генератор, отсоединив одну щетку Добраться до дома можно «на аккумуляторе». Днем его емкости хватает не на одну сотню километров.В. АЛЕКСЕЕВ347927 г. Таганрог,ул. Ново-Ватутина, 17, кв. 8.1980N06P33
Читать далее >>Модернизированный Урал Из многочисленных публикаций журнала о новых и модернизированных моделях автомобилей и мотоциклов читатели имели возможность сделать вывод, что к каждой машине предъявляется определенный комплекс требований. Сравнивая образец с предыдущим, о его достоинствах судят по тому, насколько сократился расход топлива и, одновременно, выброс токсичных веществ, снизился уровень шума, как изменились потребительские качества: безопасность, комфортабельность, проходимость, маневренность и другие. Причем большая часть требований поддается вполне конкретным цифровым выражениям, которые отражаются в характеристиках новой машины. С этих позиций следует оценивать и модернизированный мотоцикл «Урал» - модель ИМЗ-8.103-10. Унаследовав от предыдущего, ИМЗ-8.103-30 («За рулем», 1985, № 3) узлы, достаточно хорошо зарекомендовавшие себя в многолетней эксплуатации, он получил и ряд новых. В первую очередь назовем карбюраторы К-63У (описание и технические д...
Читать далее >>