Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам.
Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы.
Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0—9,5), увеличить мощность на 2 л. с. и довести ее до 20 л. с. при 4900 об/мин.
Изменениям подверглась установка генератора переменного тока, усовершенствована задняя часть рамы, ликвидирован громоздкий фартук (из листовой стали) подседельной части рамы. В результате вес ИЖ-64К снизился на 7 кг и составляет 138 кг, а ИЖ-64М стал весить 140 вместо 150 кг. Кроме того, упрощено крепление амортизаторов (по образцу дорожных мотоциклов), а ведомая звездочка главной передачи сделана съемной и имеет большее число зубьев. Максимальная скорость мотоцикла 120—125 км/час.
Но завод не останавливается на этом. Используя опыт подготовки спортивных мотоциклов к крупнейшим международным и всесоюзным соревнованиям, конструкторы разработали принципиально новые модели серийных машин для кросса и мотоциклетного многоборья. Их выпуск начнется в следующем году.
Коренным образом изменится двигатель. При размерности цилиндра 76X75 мм (344 см3) он будет развивать не менее 25 л. с. В новой модели сохранится хорошо зарекомендовавшая себя надежная четырехступенчатая коробка передач. Зато экипажная часть подвергнется радикальной переделке. Будут применены новые передняя вилка и задние амортизаторы с гидравлическим гасителем колебаний двустороннего действия.
Изменятся размеры колес и шин (переднее — 3,00—21, заднее —4,00—18). В общей сложности на 5 кг уменьшится вес мотоцикла, а максимальная скорость поднимется до 130 км/час.
Ковровский завод в год Спартакиады увеличит выпуск спортивных мотоциклов К-175С и К-250С как в кроссовом, так и в многодневном вариантах. Конструктивно у них много общего. Двигатели мотоциклов К-175С имеют размерность цилиндра 61,75X58 мм, а К-250С — 68X68 мм и мощность — соответственно 12 и 18 л. с. Кроссовая модель класса 175 см3 весит 98 кг и 250 см3—100 кг, многодневная—105 и 107 кг.
Кроме того, завод строит машины и для соревнований по мотоболу — фактически они представляют собой переоборудованные дорожные мотоциклы, что значительно облегчает клубам их эксплуатацию и ремонт.
По общему мнению спортсменов, «ковровцы» — лучшие среди советских спортивных мотоциклов. Стремясь поддержать репутацию марки, работники завода продолжают совершенствовать свои машины, периодически внедряют новые узлы и детали.
Какие же новшества готовят конструкторы Ковровского завода для своих серийных спортивных машин?
В скором времени на них появятся алюминиевые цилиндры с чугунной гильзой. Улучшатся очистка и наполнение цилиндра за счет внедрения схемы «отдаленной продувки». Все это позволит получить прирост в мощности. Уже ставятся на мотоциклы новые генератор переменного тока Г-411 и катушка зажигания Б-300. Результат — улучшение условий пуска двигателя. Со второго полугодия на концах рычагов сцепления и тормоза появятся защитные шарики, как требуют правила ФИМ.
Завод намерен внедрить на спортивных мотоциклах еще одно практическое новшество— передний и задний полиэтиленовые грязевые щитки колес. Они легче металлических, не ржавеют и не деформируются от ударов. Намечается также применение полиэтиленового заднего грязевого щитка, выполненного за одно целое с ресивером воздухофильтра.
Сейчас ведутся работы по внедрению с 1968 года на спортивных мотоциклах новой телескопической вилки. У нее более совершенный гидравлический гаситель колебаний, повышенная жесткость (увеличены диаметр несущих труб, а также с 20 до 40 мм высота нижней траверсы). На новой вилке оказалось возможным избавиться от бугеля, а траверсы и подвижные перья изготовить из алюминия. Все эти усовершенствования позволили сэкономить в весе 8—9 кг.
Завод приступил к созданию мотоциклов классов 175 и 250 см3 для кольцевых гонок, начал разработку специальной машины для мотобола.
А. ЮДИН, инженер, член президиума Федерации мотоспорта СССР
1967N05P9
Что болит у Явы 638 - наиболее часто встречающиеся проблемы у владельцев Jawa 638: Для того чтобы оценить новую модель ЯВЫ ( Jawa 638 ), надо вспомнить недостатки предыдущей: слабое шестивольтовое электрооборудование, хронический недозаряд аккумулятора, малоемкие инструментальные ящики и вечнотекущие сальники передней вилки. Все эти «узкие» места успешно «расшиты» в новой модели с индексом 638. Мотоцикл имеет рациональный и законченный внешний вид. Новое седло, которое на 50 мм шире и на 70 мм длиннее, гораздо удобнее прежнего. К сожалению, немного добрых слов можно сказать о двигателе, в котором, хотя и собраны удачные конструкторские находки, имеются серьезные недостатки. Вообще же на сегодняшний день среди мотоциклистов принято считать лучшим двигатель ЧЗ-350 ( CZ-350) модели «472-6», который сочетает в себе надежность Jawa 634 и 12V- генератор. Двигатель Явы 638 хорошо скомпонован. Его легкие алюминиевые цилиндры с развитым оребрением неплохо охл...
Читать далее >>Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...
Читать далее >>Новинка В четвертом квартале 1983 года с конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» сошла первая партия новых дорожных мотоциклов «ИЖ-Планета — 4». Сохраняя преемственность с «планетами» предыдущих моделей, «четвертая» вобрала в себя немало конструктивных изменений, направленных на повышение надежности работы, безопасности и комфортабельности езды, а также на улучшение внешнего вида, динамических и других эксплуатационных качеств.Бросается в глаза общность внешнего облика новой «Планеты» и «Юпитера— 4», который уже хорошо знаком мотоциклистам. Это естественно: колеса и их щитки, руль и топливный бак, подвеска и тормоза, детали облицовки и глушители у них унифицированы, причем внедрение новых узлов на «Планете» осуществлялось постепенно. Новый мотоцикл оснащен таким же одноцилиндровым двухтактным двигателем, как «ИЖ-Планета —3 02». Но, в отличие от пр...
Читать далее >>Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, ИЖ-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла ИЖ Планета 2 , только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Рис. ИЖ М12 Более высокими показателями обладает другая модель — ИЖ-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции ИЖ-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 года. Двигатель ИЖ-М12 (одноцилиндровый с двухканальной продувкой) изготовляется в трех модификациях — классов 250, 350 и 500 см3. Они различаются диаметром цилиндра (соответств...
Читать далее >>Новый ИрбитскийТяжелые мотоциклы семейства «Урал» ирбитского завода хорошо знакомы мотолюбителям. Выпускавшийся в последнее время «Урал-2» (М-63) зарекомендовал себя как надежная удобная машина, способная преодолевать и значительные расстояния с большой скоростью, и бездорожье. Подтверждение тому — первое место, завоеванное «уралами» во Всесоюзных испытаниях мотоциклов на первенство заводской марки в 1970 и 1971 годах. Размеры деталей «Урал-2» «Урал-3» Диаметр шатунного пальца, мм 36 40 Ширина нижней головки шатуна, мм 15,2 17,2 Количество роликов в подшипнике 12 18 Диаметр и ширина ролика, мм 7; 10 5; 12
Читать далее >>