Многие зарубежные социологи утверждают, будто существует некий неразрешимый конфликт между человеком и созданной им техникой, что человек-созидатель становится жертвой машины- и всего промышленного прогресса. В качестве одного из подтверждений обычно приводятся цифры роста дорожно-транспортных происшествий.
Однако, если объективно проанализировать причины катастроф на дорогах, осмыслить и сопоставить факты, то нетрудно убедиться, что техника, как бы бурно она ни развивалась, тут совершенно ни при чем. Во всех случаях без исключения прямо или косвенно виноваты мы — люди. От нас целиком зависит, станем ли мы жертвами или повелителями машин, обречем себя или извлечем из достижений науки и техники максимум пользы и удобств.
В связи с этим стоит поразмыслить над отношениями человека и мотоцикла, ибо пресловутое противоречие, как считают приверженцы вышеназванной теории, выражено здесь наиболее ярко. Главное достоинство современной машины — скорость. Она же может обернуться и большой бедой. Вот о разумном отношении к скорости и поговорим. Для начала маленькая зарисовка с натуры.
Чуть наклонив корпус, меня обходит мотоциклист на красной Яве. На спидометре 80. Впереди — самосвал, бело-голубой ЗИЛ. Могучая машина пожирает пространство, словно втягивает его под капот. Навстречу мчится тяжелый МАЗ с цистерной, Раскочегарил, как говорится, на полную катушку. Но мотоциклист, не колеблясь, идет на обгон.
Я вижу, как стремительно сокращается расстояние между идущим впереди самосвалом и встречной цистерной. Скорость сближения порядка 150 км/час. Обогнав меня, парень подает звуковой сигнал. Но шофер самосвала за ревом собственного мотора его явно не слышит. Мотоциклист только прищуривается и сильнее доворачивает на себя рукоятку газа. Ему лет девятнадцать, не больше. Русые волосы разметались на ветру. Что же он делает? На огромной скорости пытается втиснуться в узкий просвет между встречными грузовыми машинами. Ножницы!
Только в последний момент шофер МАЗа принимает слегка вправо, и мотоцикл проскакивает вперед. Видно, и на этот раз парню повезло, все кончилось благополучно.
Я невольно вытираю со лба пот. Быть свидетелем всегда страшнее, Свидетель, как правило, оценивает все гораздо трезвее и глубже. В момент наивысшего нервного напряжения водитель забывает обо всем на свете, кроме сложившейся обстановки. Свидетель помнит все. Я тоже помнил и лужи крови на асфальте, и искореженный металл мотоциклов. Я видел слезы безутешных матерей и невест. Погиб человек! Погиб в расцвете сил. Какая трагедия может сравниться с этим!
Мотоцикл по праву называют молодежным транспортом. А молодым людям часто свойственно нетерпение. Однако тут нельзя путать понятия быстрая езда и езда с большой
скоростью. Как ни странно, это далеко не одно и то же. Быстрая езда предусматривает в первую очередь минимальное колебание скорости. Если на ровной дороге вы, к примеру, поедете со скоростью 120 км/час и где-то задержитесь всего на пять минут, средняя скорость упадет больше, чем если бы вы развивали только 80 км/час. Незачем набирать высокую скорость, если наверняка знаешь, что впереди попадешь в пробку или будешь тормозить на переезде, скрещении дорог или крутом повороте. Тут все усилия пойдут насмарку.
Для быстрой езды мотоциклисту недостаточно одной правой руки, лежащей на рукоятке газа. Как подсказывает опыт, здесь нужна прежде всего — голова, холодный расчет. Мало полагаться лишь на собственную дисциплинированность. Ты обязан не только видеть, но и предвидеть ситуацию на дороге. Водитель встречной машины может растеряться, он может даже оказаться нетрезвым (ведь и такое шорой бывает), может, наконец, отвлечься и не заметить опасности. А о пешеходах и говорить нечего. Мало кто из них соблюдает правила перехода улиц. Печально, но факт.
Один знакомый мотоциклист сказал мне как-то: скорость — вот что делает дорогу короче. Тогда мне пришлось напомнить ему известную поговорку о том, что самая короткая дорога — это дорога на кладбище. И сказал я об этом не случайно.
Передо мной вырезки из разных газет. Статьи свидетельствуют: травматизм и количество дорожных происшествий повсюду возрастают из года в год. Не составляет исключения, естественно, и наш Краснодарский край. Есть и у нас своя драматичная статистика. Так, в позапрошлом году здесь произошло множество мотоциклетных аварий, которые унесли десятки жизней. Еще печальнее выглядела картина в прошлом году — число несчастных случаев среди мотоциклистов увеличилось на 26,6 процента. За этими цифрами живые люди, точнее — люди, которые могли бы жить.
Подумать только, сколько добра, сколько пользы могли принести Родине эти безвременно погибшие юноши, а иногда и вполне зрелые мужи. Как видим, в данном случае ущерб несет и государство, ибо человек — его самое ценное достояние.
Чем же объяснить увеличение количества аварий? Причин много. Начнем не с самого главного. Это рост числа машин, который создает на дорогах и улицах напряженную обстановку. Но ведь надо рассчитывать на то, что транспорта будет еще больше.
Причина вторая — растет мощность двигателей, а отсюда и скорость. И это неизбежно в наш стремительный век. Быстроходнее становятся и мотоциклы, хотя другие свойственные этому виду транспорта преимущества и недостатки остаются прежними. Но, странная вещь, водители мотоциклов почему-то хорошо помнят лишь о преимуществах своих машин (высокая маневренность, проходимость, малые габариты), начисто игнорируя слабые стороны. А их немало.
Автомобилиста при опрокидывании подстраховывает крыша, у мотоциклиста крыши нет. В автомобиле боковые толчки от управляемых колес ощущаются на руле ослабленными червячной передачей в 10 с лишним раз, а мотоциклист в буквальном смысле руками держит переднюю вилку, и помогает ему при этом лишь рычаг самого руля. Даже небольшой булыжник, попавший под переднее колесо, способен выбросить мотоцикл за пределы дороги или кинуть под колеса идущей навстречу машины. И еще. При сравнительно большой мощности двигателя маленький вес. Это ухудшает сцепление колес с дорожным покрытием и исключает возможность резкого торможения. При плохой боковой устойчивости не менее опасны на больших скоростях и крутые виражи, особенно когда едешь по сырому «зеркальному» асфальту.
Третья, и самая главная, причина заключается в недисциплинированности самих мотоциклистов. Беда в том, что водитель-новичок, пересевший на мотоцикл с велосипеда, не только не чувствует машины, но и не стремится часто овладеть по-настоящему техникой вождения. Он еще психологически не подготовлен к высоким скоростям. Отсюда показная лихость, пренебрежение правилами, обеспечивающими безопасность на дорогах, особенно при обгонах и левых поворотах, где требуется максимум собранности, точный расчет и быстрая реакция.
Один господь бог да автоинспекция знают, сколько молодых людей гоняет по дорогам без водительских прав, особенно в сельской местности. И проселками они не довольствуются, их так и тянет на шумную автостраду. Уж больно велик соблазн обновить мотоцикл, посмотреть, на что он способен. А права не уйдут...
И тут уместно задать риторический (а может быть и не риторический) вопрос. Почему охотничье ружье (опасная игрушка) продают только по предъявлении охотничьего билета, а мотоцикл (игрушка не менее опасная) можно приобрести в магазине с такой же легкостью, как ракетку для настольного тенниса? Не целесообразнее ли было бы предварительно окончить курсы, прослушать цикл специальных лекций по безопасности движения, а лишь потом приобретать «стального коня»?
Стоит хотя бы бегло просмотреть картотеку дорожных происшествий нашей краевой Краснодарской автоинспекции, как причины аварий сами собой начинают складываться в определенную довольно несложную систему. Вот наиболее характерные примеры.
Водитель мотоцикла А. В. Лопата догнал на шоссе другого мотоциклиста, В. И. Курбатова и, несмотря на близкий поворот, стал обгонять его на большой скорости. Оба были навеселе и водительских прав не имели. В результате Лопата выехал на левую сторону и сбил пешехода, который шел по обочине. Не справившись с мотоциклом, водитель упал, а отставший Курбатов наехал на него и при этом сам вылетел из седла. Все трое оказались в больнице.
Между станицами Старо-Корсунcкой и Васюринской К. Е. Шавкута на большой скорости не справился с управлением и врезался в шедший впереди ГАЗ-51. Мотоциклист и его пассажир погибли.
А. М. Азаренков при выполнении левого поворота не пропустил машины, двигавшиеся в прямом направлении, в результате чего столкнулся с грузовиком, и три человека были отправлены в морг.
Н. Д. Крупкин за рулем «Паннонии» не рассчитал скорость на повороте, выехал за осевую линию и врезался во встречный автомобиль. Крупкин и его пассажир погибли. Мотоцикл сгорел.
Это строки из взятых просто на выборку документов. Как видим, основная причина этих аварий — высокая скорость, с которой мотоциклист не сумел соразмерить свои маневры, короче, не смог справиться.
Свыше половины несчастных случаев на наших дорогах приходится на долю мотоциклистов. Многие из них оказываются нетрезвыми. Между тем хорошо известно, что даже ничтожная доля алкоголя (кружка пива, скажем) резко замедляет реакцию, лишает водителя самокритичности, ведет к опасному лихачеству: вот смотрите все, какой я отчаянный, какие у меня железные нервы! А ведь по сути дела все это пижонство чистейшей воды.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о защитных шлемах. Как показывает статистика, в семидесяти случаях из ста мотоциклисты при авариях получают травмы черепа. Шлем, если не полностью гарантирует сохранение жизни, то уж во всяком случае может до минимума снизить число смертных случаев во время дорожных происшествий. Кстати, во многих республиках, в частности на Украине, еще в прошлом году введен новый порядок, запрещающий мотоциклистам и их пассажирам езду без защитных шлемов. И это правильно.
На невеселые размышления может навести все здесь сказанное: что же, выходит, каждый мотоциклист — кандидат в самоубийцы? Ничего подобного! Обратимся снова к той же статистике. Она свидетельствует о том, что подавляющее большинство мотоциклистов долгие годы, часто до глубокой старости, не расстаются со своим верным другом — «стальным конем» и никогда не становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. В чем тут секрет? В благоразумии. Нельзя забывать, что небольшой поворот рубчатой рукоятки управления газом пробуждает мощь, исчисляемую у тяжелых мотоциклов десятками лошадиных сил. Это слепые, нерассуждающие силы. Это многократно увеличенная мощь человека, повинующаяся малейшему его желанию. Все остальное зависит от самого человека. Людям уравновешенным, не зарывающимся, знающим свои и «машинные» возможности, мотоцикл всегда будет доставлять радость и удовлетворение. А лихачу и сумасброду за рулем машина будет опасным врагом. Поэтому давайте будем благоразумными и уравновешенными.
Ю. АБДАШЕВ, член Союза писателей СССР
г. Краснодар
1969N08P2324
JAWA 210 AUTOMATIC Мопеды ЯВА, выпускаемые в г. Поважска-Бистрица (ЧССР), продолжают традицию завода, где в послевоенные годы делали микромотоциклы «Манет», а в 50-е — «ЯВА-пионер», ЯВА-50, поставлявшиеся и в нашу страну. Среди сегодняшней его продукции — мопеды ЯВА-207, известные также под маркой «Бабетта» («За рулем», 1980, № 5). Недорогие экономичные машины весьма популярны; 80% их выпуска идет на экспорт в 35 стран. Недавно заводом освоена еще одна модель мопеда — ЯВА-210. Сцепление и коробка передач у него автоматические, благодаря чему мопед особенно прост в управлении. Имеет он и ножной педальный привод. Одноместная машина развивает до 40 км/ч. Колодочные тормоза колес приводятся рычагами на руле. Техническая характеристика мопеда Ява 210 аутоматик Общие данные: снаряженная масса — 54 кг; грузоподъемность (включая 5 кг багажа) — 90 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 3,8 л; расх...
Читать далее >>Тем, кто ездит на мотоциклах Ява В редакцию приходит множество писем от владельцев мотоцикла Ява. Они просят советов по устранению неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации. Редакция обратилась к специалистам и публикует их ответы на эти вопросы. Рассказывает механик московской мастерской гарантийного ремонта мотоциклов Ява и Чезет В. Т. БОЙКО. О неисправностях механизма сцепления, коробки передач и кик-стертера Механизм сцепления. Если правильно отрегулированное сцепление включается не плавно, а рывками, то для установления дефекта необходимо сцепление разобрать. Прежде всего снимают левую крышку. Педаль переключения перед этим демонтировать не нужно: ее следует установить в положение для переключения передач, а не в положение пуска двигателя. Педаль снимают вместе с крышкой и валом переключения (осторожно, чтобы не потерять отжимную крышку вала). Перед снятием крышки сливают масло из картера коробки передач или кладут мотоцикл на правый бок, предварите...
Читать далее >>Электрооборудование CZ 472 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35 + 35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4 — контрольная лампа указателя поворота (б В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В» 2 Вт); 6 — контрольная лампа включения нейтральной передачи (6 В, 2 Вт); 7 — лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 8 — лампа освещения спидометра (в В, 2 Вт); 9 — центральный переключатель; 10 — реле-прерыватель указателя поворота; 11 — включатель указателя поворота; 12 — переключатель ближнего — дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 и 16 — свечи зажигания; 15 — катушки зажигания; 17 — включатель стоп-сигнала; 18 — включатель контрольной лампы нейтральной передачи; 19 — контакт прерывателя правого цилиндра; 20 — конденсаторы...
Читать далее >>Новый генератор на старые машины При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой новог...
Читать далее >>Для разборки амортизатора Ремонт амортизатора задней подвески у мотоцикла «Днепр» начинают с демонтажа наружного кожуха. Эта операция возможна только в том случае, если предварительно сжать пружину под кожухом и удалить сухари 5 (см. рисунок). Для этой цели я использую простейшее приспособление из кольцевой обоймы 3, оси 2 и двух болтов 1. Все детали с размерами показаны на рисунке. Из верхней проушины амортизатора удаляем сайлент-блок, на кожух сверху кладем обойму приспособления, вставляем в проушину ось и завинчиваем в нее болты до упора в специальные выемки на обойме. Поочередно заворачивая болты, сжимаем пружину до тех пор, пока сухари 5 не освободятся. Извлекаем сухари из гнезда и, вывинчивая болты из оси, освобождаем кожух и пружину. В.ВАСЬКОВ Костромская область, г. Нея Приспособление для разборки амортизатора задней подвески мотоцикла «Днепр»: 1 — болт М8 (2 шт.); 2 — ось; 3 — обойма; 4 — верхняя проушина аморти...
Читать далее >>