При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.
Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.
Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой нового генератора. Дополнительно придется приобрести и смонтировать катушку зажигания В204 (или автомобильную Б115), реле-регулятор РР330, реле указателей поворота РС427, еще одну 6-вольто-вую аккумуляторную батарею ЗМТ-6 (или вместо старой одну 12-вольтовую 6МТ-9), звуковой сигнал С304 или С205 и все лампы (об этом подробно рассказано в ноябрьском номере журнала за 1983 год).
Суть работ по установке Г424 на картер старого мотоцикла состоит в том, что надо сделать переходную деталь, подготовить место для ее установки и закрепить ее и генератор. Здесь, вероятно, может быть множество вариантов. Рассмотрим наиболее рациональный, обеспечивающий необходимую точность установки генератора. Он основан на предложении читателя журнала Г. Остроумова из г. Благовещенска Амурской области и способе, примененном группой работников предприятия, занимающегося ремонтом тяжелых мотоциклов. Правда, этот вариант относится к категории выполняемых на станочном оборудовании при полностью или частично разобранном (без масляного поддона, крышки и шестерен газораспределения, генератора, масляного насоса и ряда других деталей) двигателе, снятом с мотоцикла. Последовательность работ такова.
Рис.1. Переходник.
Надо изготовить на токарном станке переходник (рис. 1) из алюминиевого сплава или стали любой марки. Установить и закрепить картер или частично разобранный двигатель на столе фрезерного станка и обработать поверхности А и Б (рис. 2). Установить переходник в гнездо картера, предварительно смазав поверхность Б клеем ВФ-2 с алюминиевой пудрой или эпоксидным. Можно вместо клея поставить бумажную прокладку на краске. Сжать детали при помощи кондуктора (рис. 3). Просверлить по кондуктору два отверстия (одновременно в переходнике и картере) диаметром 8,7 мм на-проход. После отверждения клея снять кондуктор с картера.
Рис.2. Обработка картера. А и Б — обрабатываемые плоскости.
Рис.3. Сверление отверстий по кондуктору: 1 — кондукторная планка (2 шт.); 2 — картер; 3 — сверло; 4 — шайба; 5 — болт М12—50; 6 — привалочная плоскость.
Снять две фаски 2x45°, нарезать резьбу М10х1,25 в переходнике и картере напроход. (Г. Остроумов предлагает использовать при этом только первый метчик — предварительный, чтобы обеспечить плотность резьбового соединения. Так можно поступить, если переходник изготовлен из алюминиевого сплава.)
Рис.4. Шпилька.
Ввернуть две шпильки (рис. 4) в переходник и картер на клее БФ-2 или раскернить их после ввертывания со стороны прерывателя.
Установить картер или частично разобранный двигатель на стол координатно-расточного или фрезерного станка и расточить окончательно отверстие диаметром 70 мм в переходнике и картере, выдержав расстояние до оси распределительного вала 86,5 +0,2 мм (см. рис. 2).
Установить генератор Г424 на собранный после окончания станочных операций двигатель, предварительно подложив под его фланец уплотнительную бумажную или паронитовую прокладку. Отрегулировать зацепление шестерен и окончательно закрепить гайками М10Х1,25 с подложенными под них плоскими шайбами. Для более плотной посадки можно обрезать кромку на крышке генератора, которая прикрывает сальник вала ротора.
Мотолюбитель Ю.Бурыкин из г. Гомеля предлагает несколько упрощенный вариант переделки картера, пригодный, однако, только для двигателей К750, К750М, К750М-01 и М72. Он заслуживает внимания, потому что не требует снятия двигателя с мотоцикла и его частичной разборки. Правда, при этом объем ручных, в основном опиловочных работ возрастает, а точность исполнения снижается.
Порядок работы таков.
Рис.5. Переходник (для К750, К750М, 750М-01, М72).
Следует изготовить из стали переходник (рис. 5). Обработать картер напильником и шарошками по поверхностям А и Б (см. рис. 2).
Рис.6. Шпилька.
Снять крышку шестерен газораспределения, вынуть провода высокого напряжения, просверлить с двух сторон на стыке два новых отверстия для них диаметром 6 мм. Изготовить из стали две шпильки (рис. 6) и три втулки (рис. 7).
Рис.7. Втулка.
Изготовить, установить на шпильки и закрепить гайками стальной уголок на картере двигателя, как показано на рис. 8. Вставить два длинных болта М10 в отверстия картера, болт М10 длиной 25 мм — в угольник, переходник — в отверстие диаметром 80 мм в картере двигателя (см. рис. 8). Надеть на болты втулки, отметить места их расположения на наружной цилиндрической поверхности переходника и, если есть возможность, прихватить электросваркой, Вынуть переходник из картера, снять втулки с болтов и приварить их к переходнику. Установить и закрепить переходник и крышку распределительных шестерен в картере посредством трех болтов (при необходимости головки их подрезать сбоку), шайб, гаек, предварительно обработав привалочную плоскость картера клеем или установив бумажную прокладку на краске.
Рис.8. Размещение втулок на переходнике: 1 — втулка (см. рис. 7 — 3 шт.); 2 — болт М10 (3 шт.); 3 — уголок; 4 — картер; 5 — переходник.
После установки приборов 12-вольтовой системы электрооборудования (катушка зажигания, реле-регулятор, электролампы, аккумулятор и др.) и их подсоединения делают пробный пуск двигателя и окончательно регулируют систему, помня, что даже кратковременное отсутствие нагрузки на генераторе Г424 (работа без подсоединенного аккумулятора или других потребителей электроэнергии) приводит к пробою выпрямительного блока и выходу из строя самой генераторной установки.
1986N06P22-23
Внимание: игольчатый подшипник Многие чехословацкие мотоциклы Jawa-350 и CZ-350, поступившие к нам в последние годы, прошли к настоящему времени 30—50 тысяч километров. После такого пробега, естественно, нередко возникает необходимость в замене изношенных деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Эта работа, как показывает редакционная почта, вызывает затруднения у некоторых владельцев машин, поскольку новый двигатель конструктивно несколько отличается от предшественников, достаточно хорошо изученных мотолюбителями. В помощь им публикуем статью, рассказывающую об особенностях его конструкции и, в частности, о демонтаже поршня. Двигатель, применяемый на всех моделях мотоциклов ЯВА-350 типа «634» и ЧЗ-350 типа «472», в отличие от выпускавшихся ранее, имеет игольчатый подшипник в верхней головке шатуна, где прежде стояла бронзовая втулка. Он представляет собой стальное кольцо (рис. 1) внутренним диаметром 20 мм, запрессованное в...
Читать далее >>Электрооборудование CZ 472 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35 + 35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4 — контрольная лампа указателя поворота (б В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В» 2 Вт); 6 — контрольная лампа включения нейтральной передачи (6 В, 2 Вт); 7 — лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 8 — лампа освещения спидометра (в В, 2 Вт); 9 — центральный переключатель; 10 — реле-прерыватель указателя поворота; 11 — включатель указателя поворота; 12 — переключатель ближнего — дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 и 16 — свечи зажигания; 15 — катушки зажигания; 17 — включатель стоп-сигнала; 18 — включатель контрольной лампы нейтральной передачи; 19 — контакт прерывателя правого цилиндра; 20 — конденсаторы...
Читать далее >>В мотоциклах «Урал» нередко самопроизвольно отворачиваются винты, крепящие диск сцепления, что вызывает резкий стук. «Руководство по эксплуатации» рекомендует для устранения дефекта снять коробку передач — значит, предварительно демонтировать колесо, главную передачу и кардан. Коробка передач: 1 — гайка крепления коробки; 2 — труба воздушного корректора; 3 — дополнительное отверстие, которое надо просверлить; 4 — заливная горловина; 5 — винт, крепящий диск сцепления; 6 — диск сцепления. Надобность в этой трудоемкой работе отпадает, если просверлить отверстие диаметром 22—24 мм в крышке коробки, как показано на рисунке. Ослабив крепление коробки (отвернув три гайки и один болт), отодвигаем ее от двигателя на 3—4 мм, чтобы не мешал отвернувшийся на сцеплении винт, который подводим к сверлению, нажимая на пусковую педаль. Через отверстие заворачиваем и надежно керним винт, а затем закрываем отверстие п...
Читать далее >>С прискорбием об ИМЗ 8.201 Кросс и не только о нем Поговорите с мотоспортсменами, выступающими на наших кроссовых, на других спортивных мотоциклах. Двух мнений не услышите. Машины ижевского, ковровского, ирбитского и минского заводов и по конструкции и по исполнению совершенно непригодны для спорта. Требуются коренная переделка, большие затраты труда, средств, материалов, чтобы как-то приспособить их к условиям соревнований, да и то на короткий срок. Многие годы спортивная общественность бьет тревогу по этому поводу. Но, наверно, пора уже разобраться во всем, детально дать оценку той продукции, которую получают молодые спортсмены, и ответить на вопрос, может ли такое продолжаться дальше. Попытаемся сделать это на примере ирбитской кроссовой машины, предназначенной для очень любимых у нас соревнований на мотоциклах с колясками. Итак, ИМЗ-8.201 «Кросс». Готовя эту публикацию, мы беседовали со многими спортсменами, механиками, тренерами и отметили совпадение критически...
Читать далее >>