Возможные неисправности коробки передач минских мотоциклов и способы их устранения

Владельцам минских мотоциклов

 

Легкие 125-кубовые машины минского мотовелозавода (ММВЗ) давно и прочно завоевали симпатии мотоциклистов. На них делают первые километры, овладевая азбукой вождения. Многие остаются верными этой марке долгие годы благодаря неприхотливости в эксплуатации и обслуживании, достаточной проходимости, и, конечно, невысокой цене.

Ремонт этих мотоциклов несложен, и владельцы их в основном справляются с этим делом своими силами. В помощь им инженер Ю. ВРУБЕЛЬ рассказывает о возможных неисправностях коробки передач и их устранении.

Передачи не включаются или не выключаются. Причиной может быть заедание собачки механизма переключения передач от сильного загрязнения масла или ослабление крепления основания механизма. В таких случаях масло заменяют чистым, предварительно промыв картер коробки керосином. Основание механизма переключения передач надежно закрепляют.

Передачи включаются нечетко — иногда только после второй-третьей попытки, порой самовыключаются, а иногда с трудом выключаются. Причиной неисправности, как и в первом случае, может быть ослабление крепления основания, но не исключено чрезмерное осевое перемещение вала переключения. Чтобы устранить его, следует отпустить контргайку, завернуть регулировочный винт на крышке коробки передач до упора, а затем отвернуть его на четверть оборота и снова затянуть контргайку.

Самовыключение III передачи. Наиболее вероятная причина — осевой люфт промежуточного вала. Чтобы устранить люфт, следует снять корпус сальника, установленного на выходном конце вторичного вала, и осадить внутрь коробки открывшийся подшипник промежуточного вала. В образовавшееся углубление установить шайбы одинакового с подшипником размера. Толщина их должна быть такой, чтобы они находились заподлицо с плоскостью крышки коробки передач или не доходили до нее на 0,1—0,2 мм. Нельзя допускать, чтобы шайбы выступали наружу — тогда вал будет затянут, перегреются и выйдут из строя подшипники и шестерни.

Если осевой люфт вала в норме, это значит, что передача может выключаться из-за неисправности механизма переключения или повреждения рабочей поверхности кулачков на шестернях.

 

Рис. 1. Ремонт кулачка шестерни: 1 — наждачный круг; 2 — кулачок шестерни.

Рис. 1. Ремонт кулачка шестерни: 1 — наждачный круг; 2 — кулачок шестерни.

 

Сколотые кулачки шестерен можно поправить на наждачном круге, как показано на рис. 1. При этом необходимо снимать одинаковый слой металла со всех трех кулачков, обеспечивая их одновременный контакт с кулачками, которые работают с ними в паре. Заметим, однако, что отремонтированные таким образом шестерни недолговечны, так как с кулачков удаляется твердый закаленный слой металла толщиной 0,3—0,4 мм, и вскоре (через 6—10 тысяч километров) придется повторить ремонт или заменить шестерни.

Самовыключение IV передачи. Оно происходит, как правило, из-за осевого люфта вторичного вала. Это легко установить, перемещая вал рукой или легким ударом молотка. Дефект устраняют установкой шайб между подшипником вторичного вала и корпусом сальника. Бывает, что передача выключается произвольно и при. отсутствии люфта. Как и в предыдущем случае, причиной могут быть неисправность механизма переключения или сколы на кулачках.

Излишнее осевое перемещение вторичного вала необходимо устранять сразу же после обнаружения (нормальная величина его 0,1—0,3 мм).

Особенно опасно самовыключение с последующим самовключением, признаком чего является резкое кратковременное увеличение оборотов двигателя и характерный рывок мотоцикла. В результате возможна поломка вилки, зубьев шестерен или обрыв цепи.

Недостаточная фиксация включенной передачи — проскакивание передач при переключении, когда, например, вместо II передачи включается III. Это следствие ослабления или поломки пружины фиксатора. Включение следующей (за невключившейся) передачи объясняется тем, что при резком переключении диск приобретает значительную скорость, поворачиваясь при этом не на одно, а на два положения. Можно попытаться устранить неисправность без разборки, слегка подбивая фиксатор. Если это не помогает, следует усилить пружину фиксатора, заменив ее или подложив под нее шайбу. Можно также незначительно углубить лунки на диске переключения, уширив их у основания, как показано на рис. 2.

 

Рис. 2. Углубление лунок на диске переключения (пунктиром показан новый контур).

Рис. 2. Углубление лунок на диске переключения (пунктиром показан новый контур).

 

Ослабление крепления педали переключения передач при полной затяжке болта и соединении стенок паза. В этом случае следует ножовкой или плоским напильником расширить паз и затянуть болт на большую величину.

Недостаточная фиксация педали в исходном положении — следствие ослабления или поломки возвратной пружины. Ее нужно поправить или заменить. Пружина должна плотно охватывать оба уса — и основания, и корпуса собачек, так, как это показано на рис. 3, а.

 

Рис. 3. Положения возвратной пружины: а — правильное; б и в — неправильные.

Рис. 3. Положения возвратной пружины: а — правильное; б и в — неправильные.

 

Течь масла из коробки передач может быть вызвана повреждением сальников и прокладок, нарушением плоскости корпуса сальника или крышки коробки. Корпус сальника (крышку) надо притереть на плоском наждачном камне. Самостоятельно можно изготовить не только прокладки, но и сальник штока сцепления, пробив в подходящем по толщине листе войлока или бензомаслостойкой резины отверстие (при помощи винта и гайки М5).

Ударное или затрудненное включение передач, особенно установка нейтрали, свидетельствует о неполном выключении сцепления. В этом случае его нужно отрегулировать.

Другие неисправности коробки, например разрушение подшипников, поломка вилок и т. п., устраняют заменой деталей. Заметим, однако, что неисправности подобного рода встречаются довольно редко и возникают только при грубом нарушении правил эксплуатации. В нормальных условиях, при своевременном устранении мелких дефектов, коробки передач на минских мотоциклах служат довольно долго и обеспечивают пробег, значительно превышающий 50 тысяч километров.

 

 

1980N10P26

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Информация о магазине

Наш интернет-магазин предоставляет следующие услуги: Запчасти для мотоцикла на заказ Тюнинг для мотоцикла Аксессуары для мотоцикла  Мото - экипировку для мотоциклистов Инструменты для обслуживания мотоциклов  В данный момент в нашем интерент-магазине представлено около миллиона товаров.  У нас реально самый большой выбор мото-товаров во всем Рунете.В разделе запчастей мы ориентируемся преимущественно на ассортимент более дешевых аналогов оринигальных японский и европейских мотоциклов.Для мотцоиклов китайского производства мы предлагаем весь ассортимент оригинальных запасных частей.Если вы не нашли интересующую вас штатную запчасть напишите нам на bazamoto@yandex.ru - если она существует в продаже мы найдем её для вас по самой низкой цене.Для экономии ваших и наших средств в настоящий момент мы работаем только по предзаказу!Срок доставки до нашего склада в г.Тольятти составляет 3 недели. Далее товар может быть отпрален в любой населенный пунк где есть отделение ...

Читать далее >>

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

О цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ

Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ    Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Юпитер 4К. Закерните винты крепящие крышки кривошипных камер

Владельцам ИЖ Юпитер 4К На мотоцикле ИЖ-Юпитер-4К после двух лет эксплуатации стала ухудшаться работа двигателя: он с трудом пускался, а левый цилиндр временами отказывал. Когда однажды в нем что-то загремело, пришлось добираться до дома на буксире.Разобрав двигатель, я увидел, что отвернулись винты, крепящие крышки кривошипных камер, — на заводе их ненадежно закернили. Я затянул винты и как следует зафиксировал их. После сборки двигатель стал пускаться и работать очень хорошо, даже на самых малых оборотах.Позже подобный дефект возник на машине товарища, и мы устранили его таким же способом. Очевидно заводу надо обратить внимание на этот узел.А. ЖМЫХОВКурганская область, р. п. Варгаши1986N01P33

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4       Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...

Читать далее >>