Двигатель 3.1122-03 мотоцикла Минск MMВЗ-3.112.11

Обновленный двигатель

Любители мототехники заметили, что в продаже появились минские мотоциклы с крышками двигателя новой формы. Рассказать, что это за модель и какие ещё изменения, невидимые глазу, имеются в конструкции, мы попросили постоянного автора нашего журнала, конструктора минского мотовелозавода Г.Пилюкевича.

Речь идет о мотоцикле MMB3-3.112.11, на который сейчас устанавливают двигатель «3.1122-03». Последний индекс в обозначении — «03» — показывает, что мотор дефорсирован. Его мощность — 10 л. с./7,4 кВт. Это сделано по многочисленным просьбам владельцев, которые хотели иметь мотор более «тяговитый», лучше приспосабливающийся к изменению нагрузки.

Его цилиндр, головка и поршень остались прежними. А вот картер (обе половинки) и левая крышка стали короче на 30 мм и имеют иную форму, в том числе задней части. Не в угоду эстетике: при ежегодном выпуске 250 тысяч машин мы еще не можем позволить себе такой роскоши. Дело в другом. Измененный картер рассчитан на перспективный мотоцикл с новой ходовой частью, где он позволит приблизить ось маятника к оси звездочки вторичного вала и тем уменьшить нагрузки на цепь. Для тех, кто не очень силен в устройстве мотоцикла, поясню: чем ближе находится ось маятника к оси вторичного вала коробки, тем меньше изменяется натяжение цепи при колебаниях подвески, ниже нагрузки на цепь, тем дольше она служит.

Изменено расположение отверстия для заливки масла в картер, из коробки удален масляный щуп, а в нижней части левой крышки сделано контрольное отверстие. Чтобы проверить уровень масла, теперь необходима отвертка. Многие мотоциклисты считают, что щуп был удобнее. Однако исследования показали: как бы плотно он ни сидел в отверстии, под щуп в картер постоянно проникает пыль. В условиях нашей эксплуатации с этим нельзя не считаться.

Там, где на пусковой вал устанавливается рычаг кик-стартера, появилась пластмассовая втулка вместо штампованного стального колпачка, который закрывал уплотнительную манжету; прилив на крышке картера стал меньше. Этим было зарезервировано место для нового рычага кик-стартера. Со второго полугодия 1990 года двигатель получил складной рычаг, посадочная (шлицевая) поверхность которого на треть шире: увеличена долговечность шлицевого соединения, удобнее стало ездить, особенно по плохим дорогам и бездорожью. Кстати, остальные усовершенствования, о которых здесь речь, введены во второй половине 1989 года.

Есть изменения и в других деталях пускового механизма: укорочены спиральная пружина и сектор.

Для снижения шума от цилиндро-поршневой группы трубчатые шумопоглотители в ребрах цилиндра и головки заменены гребенчатыми.

На часть мотоциклов теперь устанавливаются карбюраторы индийскогопроизводства «Миккарб» и «Пакко», которые аналогичны карбюратору «Микуни» (Япония). О них будет статья в одном из номеров журнала.

Теперь о том, что скрыто от глаз.

 

Поперечный разрез двигателя MMВЗ-3.112.11.

Поперечный разрез двигателя MMВЗ-3.112.11.

 

Посмотрите на рисунок: изменения увидеть легко. Коренные подшипники коленчатого вала заняли место, традиционное для двухтактных двигателей,— непосредственно у щек, где раньше мы ставили уплотнительные манжеты. Такое расположение повышает жесткость вала, уменьшает его прогибы при работе двигателя, удлиняет жизнь самих подшип-

никое, способствует более стабильной работе зажигания. Увеличивается долговечность посадочных гнезд в картере. Два внутренних подшипника получают хоть и не обильную, но всегда свежую смазку вместо загрязненной, с продуктами износа коробки передач и сцепления.

Смазка к подшипникам подводится теперь по сверлениям из продувочных каналов и непосредственно из кривошипной камеры. Исчез правый наружный сальник с крышкой, прокладкой и винтами. На двигателе остались две одинаковые манжеты (размеры их прежние).

Для повышения жесткости вала диаметры цапф увеличены с 17 до 20 мм. Вместо подшипников № 304 применены другие, более высокого (шестого) класса точности 6-204.

В связи с аннулированием одной из манжет стала короче правая цапфа коленвала, а вместе с этим уменьшена на 10 мм ширина правой половины картера и крышки коробки передач.

Изменился и механизм выключения сцепления: трос управления укорочен и входит в крышку не снизу, а сверху. В оболочку не будет набиваться грязь, исключено примерзание его зимой. Благодаря изменению его трассы снижено усилие выключения сцепления. Увеличена надежность соединения троса с червяком. К сожалению, утрачена взаимозаменяемость тросов сцепления и червяков, так как теперь на червяке иное направление резьбы.

Что касается коробки передач, то она осталась без изменений.

При разработке конструкции этого двигателя особое внимание уделялось перспективе, и потому в нем заложены возможности для перехода к совсем новому, имеющему обозначение «3.113». Завершая рассказ, хочу" информировать владельцев минских мотоциклов, что в настоящее время завод выпускает двигатели только с игольчатым подшипником в верхней головке шатуна и поставляет в запчасти только такие коленчатые валы. Они имеют обозначение 105-10400 ЗП (для двигателей от М-105 до «3.112.11») и 3.1122-10400 ЗП (для двигателя «3.1122»).


1991N03P10

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Как добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява

 «Мне никак не удается добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява. Торможение происходит рывками, хотя колодки и тросы исправны. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Лобачев им г. Коломны.Рывки при торможении мотоциклов и автомобилей характерны для тех случаев, когда у тормозных барабанов бывает неправильная (овальная, граненая и т. п.) форма рабочей поверхности. Колодки прижимаются к ней неравномерно — сильнее на участках, расположенных ближе к оси барабана, слабее — на удаленных от нее.В мотоциклетных (спицевых) колесах форма барабана нарушается обычно от сильных ударов о различные препятствия или вследствие неравномерного натяжения спиц (чаще всего после переборки колеса).Чтобы устранить деформацию барабана, сначала обязательно регулируют натяжение спиц, а если этого окажется недостаточно, протачивают рабочую поверхность барабана на токарном станке. Лучшие результаты дает обработка барабана в собранном колесе. Если же станок не позв...

Читать далее >>

Причины неисправностей коробки передач ИЖ Планета и Юпитер

 На всех ижевских мотоциклах — одноцилиндровых «планетах» и двухцилиндровых «юпитерах» стоят коробки передач одинакового устройства, но различающиеся механизмом переключения и передаточными числами.На выпускаемых ныне моделях ИЖ-П3, ИЖ-ПС, ИЖ-Ю4 используют унифицированные шестерни (см. таблицу), которые можно установить и на прежние модели — ИЖ—49. ИЖ—56, ИЖ-П, ИЖ-П2, но только вместе с первичным валом, барабанами сцепления и вилками переключения от ИЖ-П3.В процессе эксплуатации неисправности в коробке возникают чаще всего от перегрузок, грубого, силового переключения передач, несвоевременной замены масла. Нередки случаи повреждения деталей после домашнего ремонта коробки, когда допускают ошибки при ее сборке и регулировке. Рассмотрим наиболее частые неисправности.Не включаются вторая и третья передачи (первая и четвертая включаются). На «планетах» этот дефект появляется из-за ослабления винтов, крепящих упор механизма пе...

Читать далее >>

Ремонт глушителя. Урал М63 и подобных.

О ремонте глушителей   На мотоциклах М-63 Урал глушители выходят из строя из-за разрушения (прогара) внутреннего набора. Сначала отказывает один глушитель один грушитель, и тогда при больших оборотах двигателя мотоцикл трясет. Я продлил срок службы глушителей, заменив их внутренний набор трубой с 20 отверстиями, как показано на рисунке. К трубе спереди привариваем опорный диск 2, сзади — втулку 6 и подгоняем их так чтобы диск плотно сидел в выпускной трубе 1, а втулка — в сужающейся части глушителя. Отверстие для винта 5 (или двух болтов) сверлим после подготовки и установки трубы. Переделанный глушитель: 1 — выпускная труба; 2 — опорный диск; 3 — корпус глушителя: 4 — труба-вставка: 5— винт М5. разрезная шайба и гайка;6— втулка. Все детали — стальные Ремонтировать нужно одновременно оба глушителя, чтобы их сопротивление было одинаковым. Для этой же цели диски 2 следует отбрабатывать совместно, соединив их винтом М5.Отремон...

Читать далее >>

Регулировка КПП мотоцикла Восход 3М

Регулировка коробки Восхода   Редакция журнала, как и ковровский завод, получает много писем, в которых читатели — владельцы мотоциклов «Восход» интересуются вопросами, связанными с обслуживанием и ремонтом наиболее сложных узлов этих машин. Предлагаем их вниманию материал о коробке передач, подготовленный заместителем главного конструктора завода Г. МАРИНИНЫМ.На протяжении всего времени эксплуатации в агрегатах мотоцикла происходят изменения, связанные с естественным износом деталей. Многолетний анализ отказов, специальные исследования и испытания показывают, что долговечность мотоцикла зависит прежде всего от правильности эксплуатации и выполнения рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту, изложенных в инструкции. Одна из первых работ, которую приходится выполнять после солидного пробега, — регулировка или ремонт коробки передач. Сигналом для этого служит появление рывков при езде на любой из четырех передач. Неисправность объясняется малой площ...

Читать далее >>

Восход 2М

Новый ковровский мотоцикл «Восход — 2М» можно узнать по передней вилке и двигателю, а также по надписи на инструментальном ящике. У ковровских мотоциклов «Восход» давняя репутация простых, неприхотливых и надежных машин. Благодаря этому они пользуются спросом в городах и особенно у жителей села, где преобладают грунтовые дороги, а при обслуживании и ремонте приходится полагаться в основном на свои силы. Исходя из этого, заводские специалисты, постоянно совершенствуя конструкцию мотоцикла, ищут такие решения, которые могут быть без сложных переделок применены на ранее выпущенных моделях. Таким образом удается избежать чрезмерного расширения номенклатуры запасных частей, а владельцам при очередном ремонте модернизировать старые машины, устанавливая новые узлы и детали.Не стал исключением и «Восход—2М», освоенный коллективом завода в конце прошлого года. От предшественника он выгодно отличается улучшением таких важных качеств, как ...

Читать далее >>