Ремонтируем двигатель мотоцикла Днепр МТ-8, МТ-9

МТ-8, МТ-9

 

Более трех лет назад Киевский мотоциклетный завод начал выпускать мотоциклы семейства «Днепр» К-650 с двигателем МТ-8. В прошлом году они уступили место на конвейере более совершенной модели с силовым агрегатом МТ-9 (см. «За рулем», 1971, № 2), снабженным передачей заднего хода.

У многих владельцев этих мощных выносливых машин, успевших пройти десятки тысяч километров, возникли вопросы, связанные с ремонтом двигателя. Ответы иа них читатели найдут в публикуемой здесь статье специалистов Киевского мотоциклетного завода.

Силовые агрегаты «Днепр» (МТ-8 и МТ-9) отличаются от всех предыдущих двигателей, которые применялись на отечественных тяжелых мотоциклах. Прежде всего, у них цельный, а не составной, коленчатый вал с подшипниками скольжения (вкладышами) на шатунных шейках. В результате двигатель стал долговечнее и упростился его ремонт.

Чтобы наиболее полно представить себе размеры, посадки и допустимые износы важнейших деталей, познакомимся в отдельности с важнейшими узлами двигателя и их параметрами.

Коленчатый вал. Он из высокопрочного чугуна и опирается на два подшипника. Передний — шариковый 209 — установлен в специальном корпусе, привернутом к картеру двигателя болтами, задний — роликовый 42209 — запрессован в гнездо картера.

Шатунные шейки вала диаметром 48 мм выполнены полыми, для того чтобы под действием цеитробежиой силы в них задерживались механические примеси, оставшиеся в масле после очистки в центрифуге.

Шатуны — стальные кованые, двутаврового сечения. В верхнюю головку запрессована свернутая из ленты бронзовая втулка, расточенная затем до диаметра 21 мм.

Нижняя головка шатуна сделана разъемной, для упрощения ремонта. Следует иметь в виду, что, поскольку она несимметрична, крышки шатунов невзаимозамеияемы. При сборке шатуны ставят так, чтобы выступы иа их средней части были обращены в стороны, противоположные средней щеке коленчатого вала.

Собранные на заводе шатуны разделяют по весу на пять групп (через 5 г) и маркируют на нижней крышке краской: синей, зеленой, красной, черной и белой. Монтируют на коленчатый вал только шатуны с одноцветной маркировкой. Гайки шатунных болтов затягивают с усилием 3,2—3,6 кГм. Шплинты, контрящие эти гайки, должны входить в отверстия болтов плотно, без зазора.

 

Двигатель МТ-8 мотоцикла «Днепр»

Двигатель МТ-8 мотоцикла «Днепр»: 1 — шестерня ротора генератора; 2 — генератор Г-414; 3 — распределительный вал; 4 — толкатель; 5 — уплотнитель кожуха штанги; 6 — штанга; 7 — пробка с масляным щупом; 8 — шатун; 9 — цилиндр; 10 — поршень; 11 — камера сгорания; 12 — свеча зажигания; 13 — крышка головки цилиндра; 14 — винт крепления крышки; 15 — коромысло; 16 — сухари крепления клапана: 17 — тарелка пружины клапана; 18 — направляющая клапана; 19 — пружины клапана; 20 — клапан; 21 — седло клапана; 22 — выпускной патрубок; 23 — палец: 24 — поддон; 25 — сетчатый фильтр; 26 — масляный насос; 27 — коленчатый кал; 28 — шестерня привода масляного насоса; 29 — центрифуга; 30 — передняя крышка картера; 31 — шестерня привода генератора; 32 — прерыватель-распределитель; 33 — передняя крышка; 34 — шпонка центрифуги; 35 — шпонка шестерни привода распределительного вала; 36 шпонка маховика; 37 — стяжной болт головки шатуна; 38 — компрессионные кольца: 39 — маслосъемные кольца; 40 — втулка; 41 — стопорная шайба; 42 — вкладыши; 43 — крышка головки шатуна.

 

Система смазки двигателя

Система смазки двигателя: 1 — канал в кожухе штанги для подвода масла в головку цилиндра; 2 — паз для масла в толкателе; 3 — канал для отвода масла от заднего коренного подшипника; 4 — канал в щеке коленчатого вала; 5 — отверстия для смазки шатунного подшипника: 6 — отверстия для смазки поршневого пальца в головке шатуна и поршие; 7 ловушка; 8 — канал в коленчатом вале; 9 — центрифуга; 10 —отверстие в экране; 11 — канал, подводящий масло в центрифугу: 12 — отверстие для отвода масла из центрифуги; 13 — маслонасос; 14 — всасывающий канал маслонасоса; 15 — канал для перепуска масла; 16 — сетчатый фнльтр; 17 — отверстие для заливки масла; 18 — отверстие для слива масла; 19 — редукционный клапан: 20 — канал для подвода масла к редукционному клалаиу; 21 — канал для стока масла из головки цилиндра: 22 — главная масляная магистраль; 23 — отверстие дли крепления датчика давления; 24 — датчик давления масла в главной магистрали; 25 — сигнальная лампочка аварийного давления масла; 26 — корпус центрифуги: 27 — диафрагма; 28 — прокладка; 29 — крышка центрифуги; 30 — болт, крепящий крышку центрифуги: 31 — шестерня привода маслонасоса.

 

 

В нижней головке применены триметаллические шатунные вкладыши (такие же, как у двигателей Москвич 408), обладающие высокими антифрикционными качествами, большой несущей способностью и долговечностью.

Диаметральный зазор между шатунной шейкой вала и вкладышами может находиться в пределах 0,025—0,075 мм. При его увеличении до 0,1 мм возникает глухой стук в центральной части картера двигателя. В этом случае снимают шатун и проверяют состояние шеек коленчатого вала и вкладышей. Если овальность и конусность шеек превышает 0,03 мм, их шлифуют до ближайшего ремонтного размера (см. таблицу 1) и ставят соответствующие вкладыши. Обращаем внимание на тот факт, что при шлифовке шатунных шеек необходимо выдержать радиусы галтелей в пределах 1,5—2,0 мм.

 

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Карбюратор Явы 638

Прошло уже четыре года с начала производства ЯВЫ-638. Эта модель, как уже не раз отмечалось в журнале, по всем техническим параметрам превосходит прежнюю ЯВУ-634. Новый двигатель мощнее и в то же время не уступает прежнему по экономичности и легкости пуска. И в этом немалая роль принадлежит карбюратору 2928СЕ. Он совершеннее, но в то же время намного сложнее по устройству. Да и в эксплуатации заметно отличается от карбюраторов предшествующих моделей ЯВ. И не удивляет, что многие относятся к новому прибору с недоверием. В ответ на запросы читателей мы предложили нашему постоянному автору В. СЕКРЕТОВУ рассказать об устройстве карбюратора ЯВЫ-638 и особенностях его регулировки. Многие "явисты" задаются вопросом: а зачем надо было менять карбюратор? Почему бы на новую ЯВУ не поставить столь хорошо зарекомендовавший себя от ЯВЫ-634? Дело вот в чем. Чтобы поднять мощность двигателя ЯВЫ, пришлось увеличить диаметр диффузора на 2 мм, и у карбюратора 2928СЕ он составляет 28 мм. Однако обойти...

Читать далее >>

Два года на Яве

Я давно езжу на мотоциклах, в том числе на чехословацких Явах ( Jawa ). Были у меня модели "360" и "634", и вот почти два года эксплуатирую новую ЯВУ-638-5. Их уже немало в нашей стране, и мотолюбителям знакомы основные характеристики, хотя бы по описанию в журнале "За рулем" (1986, N3). Поэтому я расскажу о качествах машины, проявляющихся в деле. Первые поездки, которые пришлись на зиму, были не очень радостными из-за трудностей пуска двигателя в морозную погоду. Дело в том, что карбюратор не обеспечивает подачу в цилиндры достаточного количества топлива. Его пусковое устройство эффективно действует лишь при положительных температурах, а утопителя поплавка у него нет. Вероятно, тем, кто ездит зимой, есть смысл сделать его, позаимствовав детали, если они сохранились, с приборов прежних моделей. Я же вынужден был, чтобы оживить двигатель, заливать бензин в цилиндры через свечные отверстия. Занимаясь карбюратором, обнаружил приятную особенность - для разборки его можно не снимать с двиг...

Читать далее >>

Рекомендации владельцам тяжелых мотоциклов

Я делаю так ...   Автор предлагаемого материала — инженер С. НАУМОВ из г. Ирбита, опытный мототурист, неоднократно участвовавший в дальних и сложных испытательных и туристских походах на мотоциклах «Урал». Его рекомендации, подсказавшее и проверенные опытом, без сомнения, пригодятся всем владельцам тяжелых мотоциклов. А может быть и не только им. Для удобства изложения я разделил свои предложения по темам. И начну с электрооборудования. Чтобы облегчить установку двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей ЗМТ-6, нужно от старой мотоциклетной камеры отрезать кольцо шириной 30 мм и надеть сразу на две банки. А лучше — два таких кольца, расположив их в верхней и нижней части банок.   Рис. 1. Соединение клемм двух батарей пластиной, установка резиновое кольца шириной 30 мм.  Советую соединить клеммы « +» одной батареи и «—» другой пластиной из нержавеющей стали или луженой меди (рис. 1), а выводы, с которых ...

Читать далее >>

Цветная схема электрооборудования CZ 350 472

Электрооборудование CZ 472 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35 + 35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4 — контрольная лампа указателя поворота (б В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В» 2 Вт); 6 — контрольная лампа включения нейтральной передачи (6 В, 2 Вт); 7 — лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 8 — лампа освещения спидометра (в В, 2 Вт); 9 — центральный переключатель; 10 — реле-прерыватель указателя поворота; 11 — включатель указателя поворота; 12 — переключатель ближнего — дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 и 16 — свечи зажигания; 15 — катушки зажигания; 17 — включатель стоп-сигнала; 18 — включатель контрольной лампы нейтральной передачи; 19 — контакт прерывателя правого цилиндра; 20 — конденсаторы...

Читать далее >>

Об эксплуатации мотоциклов ИЖ. Ответы на вопросы владельцев (1965 г.)

Ответы на вопросы владельцев     Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов.   НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ?   Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...

Читать далее >>
Размер шейки вала и соответствующего вкладыша Диаметр шатунной шейки, мм Номер комплекта вкладышей (по каталогу)
Нормальный 47,975 — 48,000 407-1000104 — Р-А
Изношенный не более 0,05 мм 47,925 — 47,950 407-1000104 — Р1-А
1-йремонтный 47,725 — 47,750 407-1000104 — Р2-А
2-йремонтный 47,475 — 47,500 407-1000104 — Р4-А
3-йремонтный 47,225 — 47,250 407-1000104 — Р5-А
4-йремонтный 46,975 — 47,000 407-1000104 — Р6-А
5-йремонтный 46,725 — 46,750 407-1000104 — Р7-А
  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения