Минские мотоциклы знакомы каждому мотолюбителю. На этих легких 125-кубовых машинах вот уже в течение двух десятков лет обучаются вождению едва ли не все начинающие «мотоциклетную жизнь». Многие сохраняют верность этой марке на долгие годы, ибо нет мотоцикла проще по конструкции и ремонту, обслуживанию и эксплуатации и, наконец, более доступного по цене. За четверть века. прошедшую с начала выпуска мотоциклов на минском заводе, неузнаваемо изменилось само предприятие и. конечно. его продукция. Коллектив на финише девятой пятилетки начал осваивать производство сразу двух новых моделей мотоциклов — ММВЗ—3.111 «Спорт» и ММВЗ—3.115. Так минчане делом откликнулись на решения партии о необходимости постоянного обновления и совершенствования товаров народного потребления. Наш корреспондент встретился с директором завода В. Н. Кленикским и заместителем главного конструктора И. И. Дробышевым и попросил их ответить на ряд вопросов.
—Всеволод Николаевич, на заводской территории идет строительство новых больших корпусов. Для чего они предназначены?
—Увеличение выпуска велосипедов и мотоциклов до последнего времени шло в основном за счет совершенствования управления, механизации и автоматизации производственных процессов, в общем — повышения производительности труда. О достижениях в этом направлении говорит тот факт, что почти на тех же площадях, которыми располагал завод, делая 50 тысяч мотоциклов в год. мы стали собирать втрое больше. Когда же в развитие решений о расширении производства товаров народного потребления и улучшении их качества перед заводом была поставлена задача увеличить выпуск велосипедов и мотоциклов, мы разработали план дальнейшей реконструкции предприятия. Ныне практически закончены строительством два новых корпуса. В одном уже действует конвейер сборки мотоциклов и идут пусконаладочные работы на велосипедном конвейере. в другом — разместился цех покрытий. часть которого также выдает продукцию. Технология и оборудование новых участков спроектированы с учетом достижений передовых предприятий автомобильной промышленности — ВАЗа, ЗИЛа, АЗЛК. В прошлом году это позволило выпустить 170 тысяч мотоциклов.
Вынесенные над высоким рулем спидометр и центральный переключатель хорошо видны и легкодоступны.
— Ваша последняя модель — 3.111 «Минск» пользуется большим успехом у мотолюбителей. Об этом можно судить хотя бы по такому факту. Если раньше минские мотоциклы встречались главным образом в сельской местности, то теперь их все чаще видишь и на улицах городов. Чем вы это объясняете?
—В первую очередь — более привлекательным. современным внешним видом и улучшенным качеством (техническая характеристика изменилась незначительно). О растущем интересе мотолюбителей к минским мотоциклам нам говорит и то. что заявки торгующих организаций стали более крупными. Увеличивается спрос на наши машины и за рубежом, где их ценят в первую очередь за надежность и нетребовательность к обслуживанию.
Укороченная фара боковые световозвращатели и указатели поворота обеспечивают безопасность движения в темноте.
Этой же цели служит большой задний фонарь, который виден на значительном расстоянии.
—В редакцию приходит много писем от мотоциклистов, в общем-то положительно оценивающих минские машины. Но встречаются и жалобы на низкое качество некоторых узлов. Что предпринимается в этом направлении?
—Вопросы повышения качества мы рассматриваем так же серьезно, как увеличение выпуска. На заводе многое делается. чтобы наши мотоциклы доставляли их владельцам только радость. Кстати, те новые корпуса, о которых мы говорили, существенно помогут улучшить условия труда, что вместе с модернизированным оборудованием даст возможность выпускать хорошие машины.
Но не все зависит от нас. Часть деталей и узлов изготовляют смежные предприятия. Это в основном приборы электрооборудования и резиновые изделия. Технический уровень и качество большинства из них не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Например, главный узел электрооборудования — генератор Г421, выпускаемый орджоникидзевским заводом автотракторного электрооборудования, доставляет и нам и потребителям много неприятностей. Его параметры низки и нестабильны. По этой причине на одних машинах лампы освещения горят вполнакала, на других, наоборот, часто перегорают из-за слишком большого напряжения.
Низкое качество комплектующих изделий вызывает у нас, как и у всех мотоциклостроителей, серьезное беспокойство. Ваш журнал уже выступал на эту тему несколько лет назад, но положение с тех пор мало изменилось. Особую актуальность этот вопрос приобретает сейчас. когда мы свою новую модель ММВЗ—3.115 запускаем в производство с расчетом аттестовать на государственный Знак качества. Надеемся, что в ближайшее время наши поставщики сумеют преодолеть свои трудности и начнут выпускать совершенные изделия.
—Вы упомянули новую модель мотоцикла. Какова она?
—Мотоцикл ММВЗ—3.115. — говорит заместитель главного конструктора Иван Иванович Дробышев.— является дальнейшей модернизацией модели ММВЗ—3.111, точнее ее разновидности — ММВЗ—3.111 «Спорт», которая была создана на базе «сто одиннадцатой» и превосходит ее по основным параметрам. ММВЗ—3.115 заимствовала их от «Спорта» (они приведены в конце), но по экипажной части выполнена в обычном дорожном варианте.
—Расскажите, пожалуйста, сначала о «Спорте».
—Эта машина, хотя и дорожная, но предназначена для мотоциклистов со спортивными наклонностями, любящими ездить по дорогам, схожим с кроссовыми трассами. В связи с этим она снабжена рулем спортивного типа, одинарным седлом. глушителем, расположенным вверху у седла. Мотоцикл приобрел спортивную современную внешность и благодаря применению новой, укороченной фары, спидометра и центрального переключателя. вынесенных на специальных стойках над фарой, боковых световозвращателей на кожухах передней вилки. У «Спорта» нет багажника и декоративных элементов. Колеса и шины могут быть размером 2.50 — 19. как на предыдущих моделях, и новые, размером 3.00 — 18 дюймов.
В качестве источника тока на части машин будет применен вместо знакомого генератора Г421 более совершенный — Г427.
Еще одним новшеством является изменение системы зажигания — вместо традиционного контактного прерывателя (с «молоточком» и «наковальней») будут работать электронные приборы.
—Чем вызвана замена типа зажигания?
—Чтобы увеличить мощность двигателя. пришлось поднять его максимальные обороты до 6500 в минуту. Контактный прерыватель не обеспечивал при этих условиях стабильного искрообразования на свечах, поэтому мы отказались от него в пользу более прогрессивного бесконтактного зажигания. Оно способно работать даже на высокофорсированных спортивных двигателях, нетребовательно к обслуживанию, вполне надежно и достаточно долговечно.
—Когда и как будут выпускаться новые мотоциклы?
—Модель «Спорт» предполагалось дать раньше, чем «сто пятнадцатую», но по производственным причинам они «выходят в свет» одновременно — в первые дни этого года.
«Спорт» будет собираться сначала небольшими сериями, а затем — в зависимости от спроса.
—Представьте, пожалуйста, модель ММВЗ —3.115.
—Коротко говоря, это дорожный (обычный) вариант мотоцикла ММВЗ — 3.111 «Спорт». У них одни и те же силовой агрегат, трансмиссия, рама, колеса с подвеской, электрооборудование.
Высокий и достаточно широкий (770 мм) руль с новыми рычагами переднего тормоза и сцепления обеспечивает удобную посадку водителя и более легкое управление.
Для повышения надежности и долговечности в задней части рамы введены усилители, бензобак и инструментальные ящики закреплены посредством сайлентблоков. подшипники колес защищены резиновыми манжетами, усилена вилка заднего колеса, а в его амортизаторе применена новая пружина и дополнительно введен ограничитель хода клапана, в передней вилке установлена пружина отбоя.
Чтобы уменьшить шум от выпуска отработавших газов, сконструирован новый глушитель, соединенный с рамой через сайлент-блоки.
—Какое дополнительное оборудование предусмотрено для этой модели?
—В комплект мотоцикла входят багажник. рассчитанный на 12 кг груза, и зеркало заднего вида. Предусмотрена установка защитных дуг. противогрязевых наколенных щитков и ветрового стекла, которые можно купить отдельно от машины.
—Что вы желаете будущим владельцам минских мотоциклов?
—Соблюдать правила эксплуатации машины — это гарантирует многолетнюю безотказную работу и, конечно, удовольствие от поездок.
Техническая характеристика мотоциклов ММВЗ—3.115 и ММВЗ—3.111 «Спорт» (в скобках)
Общие данные. Длина (без багажника) — 1960 мм; ширина (без зеркала) — 770 (820) мм; высота (без ветрового стекла и зеркала) — 1200 мм; база — 1230 — 1275 мм; дорожный просвет — 125 мм; вес (сухой) — 112 (105) кг; максимальная скорость — 95 км/час; путь торможения (всеми тормозами) со скорости 60 км/час по ГОСТ 6253 — 71 — 28 м (не более); контрольный расход топлива на прямолинейном участке асфальтированной дороги при скорости 75% от максимальной на 100 км пути по ГОСТ 6257—71 — 3,3 л; средний эксплуатационный расход топлива — 3,5—4,0 л. Двигатель. Тип — двухтактный одноцилиндровый; рабочий объем — 123 смЗ; максимальная мощность — 11.0 (11,5 — 12,5) л. с. при 6500 об/мин; степень сжатия геометрическая—11 — 12; диаметр цилиндра—52 мм; ход поршня — 58 мм; максимальный крутящий момент — 1,2 кгм. Силовая передача. Сцепление — многодисковое в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая; задняя передача — цепная. Передаточное число от коробки на заднее колесо — 2,67; передаточные числа коробки: на I передаче — 2,924; на II передаче — 1.966; на III передаче — 1,331; на IV передаче — 1,00. Ходовая часть. Тип рамы — трубчатая одинарная. закрытого типа; передняя подвеска — телескопическая; задняя подвеска — маятниковая с гидравлическими амортизаторами. Размер шин: 80 — 459 мм (3,00—18 дюймов) или 65 — 484 мм (2,50 — 19 дюймов). Электрооборудование. Источник электроэнергии — генератор Г421 или Г427; зажигание — электронное; катушка зажигания — Б-300 или Б-300Б; свеча зажигания — А6БС или А5БС; коммутатор — КЭТ-1 (устанавливается с генератором Г427).
1976N01P21
Владельцам мотоцикла Ява 634 Чтобы сливное отверстие в поплавковой камере карбюратора на мотоцикле Ява 350 634 не засорялось, я вставил в него изогнутую (см. рисунок) пластмассовую трубку (пригоден использованный стержень от шариковой авторучки). Прямую трубку нагрел в кипятке и остудил на предварительно согнутой проволоке подходящего диаметра — так она сохранит форму и на ней не будет изломов. Установить ее легко если предварительно ослабить крепление крышки поплавковой камеры, а затем затянуть винты, зажав конец трубки в сливном отверстии.М. ИВАНОВ172500, Калининская область, г. Нелидово,ул. Куйбышева, 66, кв. 4 Пластмассовая трубка, предохраняющая сливное отверстие карбюратора от загрязнения: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — трубка; 3 — поплавок. 1980N06P33
Читать далее >>Переделка электрооборудования Явы В нашем журнале не раз шла речь о недостатках электропитания мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985 года. При малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к выходу ее из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности, — поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет большие неудобства, особенно жителям сельской местности. В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638» применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в № 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мин.Понятно, что многие владельцы старой модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают препятствие:...
Читать далее >>Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...
Читать далее >>Ответы на вопросы владельцев Сейчас мотоциклетный сезон о разгаре. У владельцев ИЖей — самых популярных в нашей стране мотоциклов — накопилось немало вопросов. Об этом пишут в редакцию наши читатели В. Метревели (г. Батуми), В. Коненко (г. Харьков), Ю. Некрасов (г. Москва), Э. Эльяшов (г. Одесса), А. Демченко (г. Тбилиси) и многие другие.На вопросы владельцев мотоциклов ИЖ отвечают инженеры Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян и В. Рожнов. НА МОТОЦИКЛЕ «ИЖ-ЮПИТЕР» ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИНОГДА НЕРАВНОМЕРНО РАБОТАЮТ ЦИЛИНДРЫ. УСТРАНИМ ЛИ ЭТОТ ДЕФЕКТ И В ЧЕМ ЕГО ПРИЧИНЫ? ПОМОЖЕТ ЛИ УСТАНОВКА ОДНОГО ПРЕРЫВАТЕЛЯ И ДВУХИСКРОВОЙ КАТУШКИ? Да, действительно, у некоторых мотоциклов цилиндры работают неравномерно. Специальными исследованиями» проведенными на заводе, было установлено, что создают эту неравномерность в основном два дефекта. Первый — выступы между сопловой камерой и корпусом карбюратора (рис. 1), поставляемого Лен...
Читать далее >>Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...
Читать далее >>