Stels 400 Enduro является, на Российском рынке, одним из немногих моделей китайских мотоциклов двойного назначения в классе 400 куб. см. Honda, Yamaha и Kawasaki в настоящее время производят либо чекушки (250 куб.см), либо тяжёлые, больше туристические мотоциклы, с объёмом двигателя от 500 куб см.
Европейские производители, Beta, Husqvarna и KTM, выпускают машины с объёмами двигателя 350, 310, 450 и др., но все они представляют из себя скорее кроссовые спортивные агрегаты, омологированные для дорог общего пользования, в то время как Stels 400 Enduro позиционируется как мотоцикл двойного назначения, то есть 50/50 — дорога/бездорожье.
400-кубовый Стелс эндуро — лучшее сочетание веса и мощности. Этот мотоцикл более универсален, нежели 250- и 650-кубовые аналоги. На дороге «чекушка» быстро надоест щелканьем передач, а 650-ка будет очень неуклюжей и неудобной на грунте из-за своего веса. «Чесотка» (400 куб. см) лучшим образом соединит в себе два этих минуса и превратит их в большой плюс.
Смотря на этот мотоцикл с левой стороны невозможно не заметить буквы "ХУ" на раме, и кажется, что очень не хватает заветной третьей до знаменитых Русских "трех букв". Откуда и зачем это? Шутка инженеров, которую пропустили на конвейер? На самом деле это совсем не то, что можно подумать, а XY - сокращение от оригинального наименования модели в Поднебесной.
STELS 400 Enduro - продукт отечественного ребрендинга китайского мотопрома под названием "XINGYUE XY400 Enduro" / "LEGEND XY400Y", которые в свою очередь сделаны визуально под HONDA XR250L / HONDA XR250R MOTARD, дизайн которых не сильно изменился с 80х годов. Однако в виду отсутствия достаточно форсированного китайского аналога кроссового двухцилиндрового двигателя, установлен одноцилиндровый 400-кубоый двигатель, который впрочем тоже недотягивает ни по "лошадкам", ни по крутящему моменту до хондавского. Освежает дизайн 20-летней давности только оригинальные более современные китайские фары, багажная дуга с ручками для пассажира и крылья. Получившийся мотоцикл хорошо приспособлен для использования в городе. Водяное охлаждение, что до недавнего времени было редкостью для китайцев, не даст перегреть двигатель в пробке, которую нельзя объехать или на преодолении затяжного крутого подъема.
С одной стороны STELS 400 Enduro далёк от настоящего Эндуро в виду относительно большого веса, характеристики двигателя и невнятных подвесок, с другой стороны сохраненная геометрия оригинального XR позволяет не спеша преодолевать серьезное бездорожье. На фоне прочих китайских мотоциклов предлагаемых маркой STELS, модель 400 Enduro выглядит всё-таки вселяет больше доверия в своей надежности. При 400 кубах на 1 цилиндр, ресурс двигателя до капитального ремонта весьма далёк, намного больше, чем многие могут проехать. За блок двигателя можно не переживать даже если захотите совершить путешествие от Москвы до Магадана. Но качество остальных деталей требует от владельца пристального внимания к мелочам так же, как и умения их устранять.
Нишу «четырехсоток» в России давно и прочно занял японский секонд-хэнд: в умелых руках аппараты служат долго. А вот новых машин почти нет, ведь многие бренды покинули этот сектор рынка. Рядовые же мотопроизводители из Поднебесной, доведя до совершенства свои «воздушники» 150–200 см³, не спешат нырять с головой в следующий класс, где требуется другой уровень технологий. Тем интереснее оценить новинку российского рынка — Stels 400 Enduro, которой предстоит играть во «взрослой» лиге.
Говорят, что впечатление от первого взгляда во многом формирует последующие отношения. Стремительные очертания переднего крыла и щитка фары сложной формы мотоцикла Stels 400 Enduro, оконтуренные яркими наклейками, сразу привлекают внимание. А плотная компоновка внутри матово-черной рамы намекает, что начинка тут серьезная. При этом непривычные для китайского мотопрома 400 кубиков (точнее, 387) удалось уместить в довольно компактный силовой агрегат, в первую очередь благодаря короткоходной цилиндропоршневой группе. Конструкция двигателя вполне современная: 4 такта, 4 клапана, жидкостное охлаждение. Работает в паре с 6-ступенчатой коробкой передач.
Мы не могли удержаться от соблазна посмотреть, что же у него внутри, и разобрали силовой агрегат Stels 400 Enduro. В очень низком цилиндре (см. данные производителя) оказался Т-образный поршень — первая приятная неожиданность. Вторая — минимальные зазоры между коленчатым и балансирным валами, что также показывает, как заботились о компактности конструкторы. Клапаны управляются двумя коромыслами с роликовыми толкателями, регулировка зазора — винтами. Приводится распредвал цепью, это не ново, а вот полностью пластиковый (за исключением пружинки) натяжитель удивил. Так же как и пластиковый термостат в «голове». В целом мотор получился компактным. И похоже, что оригинальным (не знаю, хорошо это или плохо).
Двигатель Stels 400 Enduro имеет название XY191MQ-2. Это собственная разработка кампании China Xingyue Group, насколько китайское творение конечно может быть оригинальным. Знающие специалисты быстро определили с кого из более именитых брендов были позаимствованы технические решения. Выяснилось что нижная часть двигателя и КПП почти полностью идентична таковой у HONDA XR 250, а сам блок цилиндра и его голова — полные аналоги Австрийских ROTAX 400, с единственной особенностью — распредвал у двигателя Xingyue вращается в обратную сторону.
Стальная пространственная рама Stels 400 Enduro окрашена «порошком» в черный цвет. Впрочем, в любимый цвет Генри Форда выкрашено и все остальное, кроме алюминиевых деталей (маятник, глушитель, багажник, руль, кронштейн номерного знака и ободья). А расширять цветовую гамму предлагается за счет самоклеящихся орнаментов.
Как и положено на «правильных» эндуро, в электроцепь системы зажигания включены датчики бокового упора и включения передачи. Замок зажигания Stels 400 Enduro имеет положение блокировки руля, запирается пробка бака и есть замочек для шлема сбоку седла — как на «японцах».
На аскетичного вида приборке — стрелочный механический спидометр и указатель температуры охлаждающей жидкости. Полагаю, последнему уделено слишком много внимания — лучше бы здесь установили тахометр. Последнего Stels 400 Enduro очень не хватает, особенно учитывая шестиступенчатость КП. Про органы управления сказать нечего, отмечу разве что двухтросовую ручку газа — впервые замечаю такую на китайских эндуро (на прочих она в порядке вещей).
На месте у Stels 400 Enduro кика заглушка, для эндуро это минус (хотя кик можно установить как опцию). Впрочем, такое встретишь на многих современных аппаратах. С электрозапуском проблем не возникло, и мотор отозвался довольно громкой работой на холостом ходу.
Залезть на мотоцикл водителю ростом ниже среднего непросто: высота седла — 900 мм. Такова плата за длинноходные подвески (280 мм) и дорожный просвет (300 мм). Задняя подвеска Stels 400 Enduro — прогрессивная, с рычажной системой. Кстати, ревизия конструкции «качалки» показала: сделана она в соответствии с канонами — на игольчатых подшипниках, с манжетами. Подвески вполне современны: «перевернутая» вилка с регулировками сжатия и отбоя и моноамортизатор (газонаполненный, но без выносного бачка) с регулировкой сжатия и преднатяга пружины (гайкой).
Тормоза спереди и сзади — двухпоршневые, причем колодки взаимозаменяемые. Их дефицита не ожидается: тот же тип используется на внедорожной технике Honda и КТМ. А вот металлическая трубка в тормозной магистрали переднего тормоза удивила. Сэкономили на армированном шланге или были более глубокие соображения? Так или иначе, нареканий к тормозам Stels 400 Enduro нет, равно как и причин для восхищения.
Об амбициях Стелс 400 в нише настоящих эндуро (чем всегда славились «четырехсотки» с внутреннего японского рынка) заявляют полнопрофильные шины Kingstire (21 дюйм спереди, 18 — сзади). Их универсальный протектор выполнен с явным уклоном в сторону внедорожности, да и глубина его достойная: 12 мм на заднем колесе. Цепь здесь тоже эндурная — распространенная 520-я, причем с уплотнениями, что нетипично для китайского мотопрома. Приближает мотоцикл к хард-эндуро полуторное жесткое седло: сидя на таком, вспоминаешь анекдот про поручика Ржевского и сковородку. Впрочем, для пассажира есть довольно удобные ручки по бокам багажника. Но ему придется смириться с тем, что половина филейной части окажется на багажнике. Зато в одиночных поездках можно разместить тяжелый груз в кофре над задней осью колеса.
По пути из мегаполиса к офф-роудным просторам оценил максималку: она составила около 120 км/ч (с пассажиром). Возможно, после обкатки Stels 400 Enduro побежит и быстрее. Но при прямой посадке при разгоне выше 110 км/ч начинет парусить, удовольствие от езды пропадает. Впрочем, для легких эндуро это, скорее, норма.
Динамика Стелс 400 Эндуро в городе показалась вяловатой для заявленных 30 «лошадей». Возможно, это связано с отсутствием у карбюратора постоянного разрежения ускорительного насоса. Впрочем, ожидается установка золотникового Dell’Orto с насосом, такой образец продемонстрировали в салоне.
Очень порадовало на Stels 400 Enduro отсутствие вибраций во всем диапазоне работы двигателя. Передачи длинные, и поначалу казалось, что «несть им числа» (при раскрутке не хватает тахометра). Шестую включал после 90–100 км/ч, она — для экономии горючего при «дальнобое». Показательно, что «нейтраль» ловилась легко, причем даже в статике, чем не могут похвастаться коробки иных «более фирменных» мотоциклов.
На разбитых гравийках наконец оценил работу подвесок. Налицо явный прорыв китайских производителей — долгое время именно подвески были слабым местом внедорожной техники. На прибрежных камнях кронштадтских фортов удалось в полной мере ощутить большой клиренс. И то, что первая передача Stels 400 Enduro «высоковата» — приходилось играть сцеплением. Песок подтвердил правильность развесовки, хотя до конца назвать тест на этом покрытии полноценным нельзя — накануне прошли дожди.
В заключение — о выявленных недочетах Stels 400 Enduro. Для инструмента и мелкого шмурдяка места не нашлось — на тех же «японцах» пеналы, хоть и маленькие, есть. В баке, рассчитанном на поездки до 150 км, не видно уровня бензина. Коротко переднее крыло. Может, это и полбеды, но радиатор не оборудован защитой от грязи, а в зоне вылета грязи из-под переднего колеса находится и звуковой сигнал. А в конце теста выяснилось, что пластмассовый щиток защиты цепи завернулся и протерся насквозь.
В целом же Стелс 400 Эндуро аппарат, безусловно, достойный и уже мало чем отличается от любимой многими японской техники. Остается открытым лишь вопрос с мелким тюнингом вроде защиты двигателя или ветровичков и с долговечностью и доступностью запчастей.
Перейти ко всему модельному ряду мотоциклов Stels,
на этой странице вы сможете найти мотоциклы Stels 400 Enduro других годов выпуска и
информацию о них