Все больше и больше людей садятся за руль автомобилей и мотоциклов, которые, как каждому известно, представляют собой источник повышенной опасности. Однако не все еще достаточно четко уловили суть этого понятия и в полной мере представляют ответственность, которую на себя взяли, став владельцем этого «источника». Конечно, о том, что виновника дорожно-транспортного происшествия по уголовному кодексу в зависимости от последствий можно наказать до 15 лет лишения свободы, знают все. Значительно хуже люди знакомы с гражданской ответственностью. Судим об этом по объективному факту: в последние годы граждане обращаются в юридические консультации именно по этим вопросам.
Гражданская ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия здоровью или имуществу людей, регулируется Основами гражданского законодательства СССР и союзных республик, а также их Гражданскими кодексами.
Во всех союзных республиках законом предусмотрено, что владелец источника повышенной опасности (а им является лицо, управляющее транспортным средством по праву собственности или по доверенности) независимо от того, признан он виновным в происшествии или нет, должен возместить потерпевшему ущерб. За исключением двух случаев: если вред наступил от действия непреодолимой силы (молния, ураган, обвал и т. д.) или из-за умысла потерпевшего, скажем, бросившегося под автомобиль с целью самоубийства.
Конечно, при решении вопроса о возмещении вреда суд не просто автоматически относит его на счет владельца автомобиля. Учитывают и все другие обстоятельства дела, которые были точно установлены в ходе дознания или следствия. Так, в соответствии со статьей 458 ГК РСФСР (аналогичные нормы действуют и в других союзных республиках), если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени его вины размер возмещения может быть уменьшен или в нем вообще может быть отказано. Кроме того, суду дано право сократить размер возмещения в зависимости от имущественного положения владельца источника повышенной опасности.
Теперь поясним, из чего складывает ся «ущерб, причиненный здоровью потерпевшего». В него входят оплата больничного листа, если по месту работы он не оплачивался или оплачивался только частично, а также компенсация за утрату трудоспособности, расходов на санаторно-курортное лечение, дополнительное питание, на уход и протезирование в соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы. В случае гибели человека владелец источника повышенной опасности обязан также возместить все затраты на похороны. Если у погибшего были на содержании дети и другие нетрудоспособные родственники, то им компенсируется та часть заработка кормильца, которая приходилась на их долю.
Что касается «возмещения вреда имуществу», причиненного в результате аварии, его составляют расходы на восстановление самого поврежденного транспортного средства, оплата связанной с этим потери его товарного вида, а также стоимости находившихся в автомобиле вещей, испорченных в результате аварии.
Если в дорожно-транспортном происшествии виновен кто-то один из его участников, то он и возмещает все эти расходы в полном объеме. Не так часто, но бывает, что виновного определить невозможно. В этом случае ущерб рассматривается как единый, и участники возмещают его в равных долях. Например, в результате столкновения пострадали два автомобиля. Ущерб, причиненный первому владельцу, составил 500 рублей, второму — 1000 рублей. Значит, каждому придется возместить половину общей суммы — 750 рублей, то есть первый должен доплатить второму 250 рублей.
Несколько сложнее обстоит дело, когда виновными признают обоих водителей. В этом случае ответственность по возмещению вреда распределяется в зависимости от степени вины каждого из них, которую в процентном отношении определяет суд. Так, если в том примере, который мы только что разобрали, будет признано, что первый участник виновен на 20%, а второй на 80%, то простой расчет показывает: второй обязан возместить первому 200 рублей.
По такому же принципу может распределяться вина и обязанность компенсировать ущерб третьим лицам, пострадавшим при столкновении автомобилей.
Стоит, наверное, напомнить, что и при угоне автомобиля, которым в результате кому-нибудь нанесен ущерб, тоже может наступить гражданская ответственность его владельца. Например, в том случае, если он оставил машину открытой, да еще с ключом в замке зажигания, то есть не выполнил требований Правил о принятии необходимых мер, препятствующих использованию транспортного средства в отсутствие владельца.
И. КОРШАКОВ, кандидат технических наук
Л. СТЕРНИК, адвокат
1985N01P17
ПРАВИЛЬНАЯ ОБКАТКА — ЗАЛОГ ДОЛГОВЕЧНОСТИ В ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ ИНТЕНСИВНЕЙ ИЗНОСВЫШЕ ОБОРОТЫ — ЛЕГЧЕ ДВИГАТЕЛЮЧАЩЕ ОБСЛУЖИВАЕШЬ — РЕЖЕ РЕМОНТИРУЕШЬПриобретая мотоцикл новой для себя марки, человек, естественно, интересуется всем, что касается этой машины. На что обратить внимание при обкатке, в чем особенности вождения и обслуживания, какова долговечность основных узлов и агрегатов и т. п.? Эти вопросы часто встречаются в письмах читателей. Ответы на них содержатся в публикуемом здесь материале о Jawa-350, но многое в нем справедливо и для других мотоциклов с двухтактным двигателем («Восход», ИЖ и др.). Подготовил его опытный мотоциклист, консультант журнала инженер Э. Коноп.Эксплуатировать Jawa-350 типа 634 модели 8-00 мы начали четыре года назад, ездили в самых разнообразных условиях, при различных нагрузках, на всех мыслимых режимах. Тогда, весной 1977 года, вынутая нами из ящика ЯВА ничем не отличалась от множества других, находившихся во дворе ма...
Читать далее >>У мотоциклов Ява, случается, отламывается упор на рычагах выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса, из-за чего их приходится заменять. Поскольку купить новые нелегко, предлагаю испытанный способ ремонта. В рычаге прорезаю паз, как показано на рис. 1, при помощи ножовки и напильника. Затем из стали толщиной 4 мм вырезаю упор 1 (рис. 2) и подгоняю его точно по пазу. Закрепляю упор винтом 2 с потайной головкой. Чтобы винт не выворачивался, закерниваю его головку и стержень в нескольких точках.Рис. 1. Паз в рычаге. Рис. 2. Установка упора: 1 — упор; 2 — винт МЗ. Л. БАВТРИМОВИЧ 223035, Минская область, ст. Ратомка, пер. Привокзальный, 5 1979N06P33
Читать далее >>Причина в сцеплении «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...
Читать далее >>В традициях уральской марки Мотоциклы, выпускаемые ирбитским заводом, пользуются устойчивым спросом, особенно у жителей сельской местности. На проселочных дорогах, в горах «Урал» более подвижен и маневрен, чем автомобиль, а порой превосходит его и в проходимости. Сочетание высокой грузоподъемности, хорошей комфортабельности и скоростных качеств делает его универсальным, пригодным для деловых поездок, туризма, отдыха. Рис. 1.Мотоцикл ИМЗ—8.103-30 «Урал». В основе популярности «Урала» — проверенная, надежная конструкция, хорошо согласованная со спецификой эксплуатации. Так, четырехтактный двигатель работает на повсеместно распространенных сортах бензина А-72, А-76. Карданная передача к заднему колесу рассчитана на долгую и безотказную службу. Рис. 2.На щитке приборов установлены спидометр и контрольные лампы. Маятниковые рычаги в подвесках заднего колеса и колеса прицепа установлены на резиновых сайлент-блок...
Читать далее >>Мотоциклов Днепр «Я узнал, что киевский мотозавод прекратил выпуск поршней для старых моделей двигателей «Днепр». Как же быть при их ремонте?» — спрашивает В.Шарапов из Казахстана. О новых поршнях просят рассказать Н.Козлов из Смоленска, К. Онищенко из Молдавии и другие мото любители.Предоставляем слово Ф.И.ШИПОТЕ, инженеру киевского мотоциклетного завода.С ноября 1978 года для всех двигателей семейства «Днепр» выпускаются поршни новой, унифицированной конструкции. От старых они отличаются только размерами головки (рис. 1): радиус сферы уменьшен с 72,5 до 56 мм, а расстояние от оси поршневого пальца до вершины сферы увеличено с 44,2 до 48,2 мм. Кроме того, несколько изменена форма выемки под впускной клапан. Остальные размеры и даже номер (МТ801237) по каталогу остались прежними. Рис. 1. Унифицированный поршень Новые поршни устанавливают на двигатели мотоцикла МТ10—36 обычного варианта (степень сжатия — 7,5; бензин А-...
Читать далее >>