Все больше и больше людей садятся за руль автомобилей и мотоциклов, которые, как каждому известно, представляют собой источник повышенной опасности. Однако не все еще достаточно четко уловили суть этого понятия и в полной мере представляют ответственность, которую на себя взяли, став владельцем этого «источника». Конечно, о том, что виновника дорожно-транспортного происшествия по уголовному кодексу в зависимости от последствий можно наказать до 15 лет лишения свободы, знают все. Значительно хуже люди знакомы с гражданской ответственностью. Судим об этом по объективному факту: в последние годы граждане обращаются в юридические консультации именно по этим вопросам.
Гражданская ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия здоровью или имуществу людей, регулируется Основами гражданского законодательства СССР и союзных республик, а также их Гражданскими кодексами.
Во всех союзных республиках законом предусмотрено, что владелец источника повышенной опасности (а им является лицо, управляющее транспортным средством по праву собственности или по доверенности) независимо от того, признан он виновным в происшествии или нет, должен возместить потерпевшему ущерб. За исключением двух случаев: если вред наступил от действия непреодолимой силы (молния, ураган, обвал и т. д.) или из-за умысла потерпевшего, скажем, бросившегося под автомобиль с целью самоубийства.
Конечно, при решении вопроса о возмещении вреда суд не просто автоматически относит его на счет владельца автомобиля. Учитывают и все другие обстоятельства дела, которые были точно установлены в ходе дознания или следствия. Так, в соответствии со статьей 458 ГК РСФСР (аналогичные нормы действуют и в других союзных республиках), если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени его вины размер возмещения может быть уменьшен или в нем вообще может быть отказано. Кроме того, суду дано право сократить размер возмещения в зависимости от имущественного положения владельца источника повышенной опасности.
Теперь поясним, из чего складывает ся «ущерб, причиненный здоровью потерпевшего». В него входят оплата больничного листа, если по месту работы он не оплачивался или оплачивался только частично, а также компенсация за утрату трудоспособности, расходов на санаторно-курортное лечение, дополнительное питание, на уход и протезирование в соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы. В случае гибели человека владелец источника повышенной опасности обязан также возместить все затраты на похороны. Если у погибшего были на содержании дети и другие нетрудоспособные родственники, то им компенсируется та часть заработка кормильца, которая приходилась на их долю.
Что касается «возмещения вреда имуществу», причиненного в результате аварии, его составляют расходы на восстановление самого поврежденного транспортного средства, оплата связанной с этим потери его товарного вида, а также стоимости находившихся в автомобиле вещей, испорченных в результате аварии.
Если в дорожно-транспортном происшествии виновен кто-то один из его участников, то он и возмещает все эти расходы в полном объеме. Не так часто, но бывает, что виновного определить невозможно. В этом случае ущерб рассматривается как единый, и участники возмещают его в равных долях. Например, в результате столкновения пострадали два автомобиля. Ущерб, причиненный первому владельцу, составил 500 рублей, второму — 1000 рублей. Значит, каждому придется возместить половину общей суммы — 750 рублей, то есть первый должен доплатить второму 250 рублей.
Несколько сложнее обстоит дело, когда виновными признают обоих водителей. В этом случае ответственность по возмещению вреда распределяется в зависимости от степени вины каждого из них, которую в процентном отношении определяет суд. Так, если в том примере, который мы только что разобрали, будет признано, что первый участник виновен на 20%, а второй на 80%, то простой расчет показывает: второй обязан возместить первому 200 рублей.
По такому же принципу может распределяться вина и обязанность компенсировать ущерб третьим лицам, пострадавшим при столкновении автомобилей.
Стоит, наверное, напомнить, что и при угоне автомобиля, которым в результате кому-нибудь нанесен ущерб, тоже может наступить гражданская ответственность его владельца. Например, в том случае, если он оставил машину открытой, да еще с ключом в замке зажигания, то есть не выполнил требований Правил о принятии необходимых мер, препятствующих использованию транспортного средства в отсутствие владельца.
И. КОРШАКОВ, кандидат технических наук
Л. СТЕРНИК, адвокат
1985N01P17
Мотоцикл Ява 638 модель 5-00 Со второй половины 1984 года в СССР стали поступать чехословацкие мотоциклы . Это модель переходная между хорошо известной машиной Ява-634 и новой конструкцией Ява-638-0-00 («За рулем», 1984, №10). Новые двигатель, электрооборудование, передняя вилка — вот что прежде всего отличает модель 638-5-00. Двигатель. Хотя компоновка его принципиально не изменилась, он подвергся основательной модернизации. Цилиндры не из чугуна, а из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. У алюминиевых головок теперь по-иному расположены ребра. Результат — более эффективное охлаждение цилиндров и головок, более равномерное распределение тепловых нагрузок. Также в целях лучшего охлаждения наклон осей цилиндров относительно вертикали уменьшен с 25 до 15°. 1. Расстояние между осями цилиндров увеличено на 12 мм по сравнению с моделью ЯВА-634. Это позволило в интересах повышения долговечности установить среднюю шейку коле...
Читать далее >>В мартовском номере журнала за 1975 год в материале о редакционном тесте мотоцикла Ява 634 отмечалось. что при изгибе защитные кожухи цепи из-за большей, чем нужно, длины быстро перетираются. Рис. 1. Так укорачивается чехол. Пунктирной линией показана удаляемая часть. Чтобы избежать этой неприятности, следует заранее укоротить чехлы, как показано на рис. 1. Для этого сначала намечаем на переднем конце чехла линию. отстоящую от края на 16—17 мм. и острым ножом разрезаем по ней чехол. Снимаем обе части с кожуха, обильно смазываем цепь графитовой смазкой и надеваем чехол так. чтобы его внутренняя канавка села на буртик кожуха. Сверху закрепляем чехол хомутом, сделанным согласно рис. 2. Рис. 2. Хомут. Если в чехлах из-за касания цепи уже образовались отверстия, то их можно заклеить резиной при помощи клея №88 или БФ-2. Л. ГЕРАСИМОВ 332440,Запорожская область, г. Бердянск,ул. Восстания. 14. кв. 28 1975N10P19
Читать далее >>Первые километры В прошлом году на смену известному мотоциклу ЯВА—350 модели «360/00» пришла новая модель — 634-01.О том, как проявил себя мотоцикл в ходе редакционного теста, рассказывает инженер Э. КОНОП.Первый выездМотоцикл ЯВА 634-01, поступающий в нашу страну, привлекает к себе внимание непривычно строгой, можно сказать, спартанской внешностью, лишенной некоторых элементов мотоциклетной «архитектуры», характерных для моделей 60-х годов.Надо признать: по внешнему виду мотоцикл нравится не всем. Очевидно, некоторые мотолюбители настолько привыкли к округлым формам прежней ЯВЫ, что, не будучи знакомы с современной, «спортивной» модой в мото-циклостроении, считают ее своеобразным эталоном, любое отклонение от которого режет глаз и отвергается.При оценке изменений, происшедших во внешности мотоцикла Ява, следует учитывать, что они связаны с разработкой усовершенствованной конструкции, отвечающей требованиям длительной эксплуатации в ...
Читать далее >>Цель одна - качество В конце 1984 года в наши магазины начали поступать мотоциклы ЯВА-350 модели «638-5-00» (см. «За рулем», 1986, № 3), отличающейся предшественницы — «634.00» в основном двигателем и электрооборудованием (12 вместо 6 В), а также передней вилкой. Владельцы новых машин положительно оценили усовершенствования. В +о же время они высказывали пожелания, касавшиеся изготовления некоторых узлов, особенно деталей двигателя. Чехословацкие специалисты — технологи, конструкторы, проанализировав письма потребителей из СССР, осуществили комплекс мер, которые учитывают их предложения. Эта работа была завершена осенью прошлого года. А недавно в ЧССР побывал научный редактор журнала инженер Б. СИНЕЛЬНИ КОВ, который знакомился с производством мотоциклов на чехословацких заводах. Вероятно, нет надобности говорить о большой популярности мотоциклов ЯВА и ЧЗ, которые вот уже тридцать лет привлекает наших мотолюбителей своими ходовыми ка...
Читать далее >>Пятый старт Юпитера С конвейера объединения «Ижмаш» начали сходить новые мотоциклы «ИЖ-Юпитер—5» и «ИЖ-Юпитер—5К» (их индексы по отраслевой нормали — ИЖ—6.113 и ИЖ—6.114). При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения. Они касались главным образом электрооборудования, экономичности, приспособляемости двигателя к изменению условий движения. «ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование. У «Юпитера—5» — основательно модернизированный двигатель. Подбором наивыгоднейших фаз газораспределения, улучшением продувки цилиндра повышены тягово-динамические качества машины. Отраднее всего, что возрос так называемый коэффициент приспособляемости, который характеризует способность двигателя сохр...
Читать далее >>