Юридический. Процессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиям. Потерпевший

Процессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиям

 

Потерпевший

По советскому уголовно-процессуальному законодательству потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный (например, оскорбление, клевета), физический или имущественный вред.

По делам о нарушениях Правил дорожного движения и эксплуатации автомототранспорта потерпевшими могут быть водители, пассажиры, пешеходы и другие лица, не входящие ни в одну из этих трех категорий, например кондукторы, контролеры, грузчики. Правда, когда речь идет об имущественном вреде, надо оговориться, что водитель выступает как потерпевший, если он в то же время и владелец транспортного средства. Водитель автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая, являющихся государственной собственностью или принадлежащих общественной организации, в случае повреждения транспортного средства не может быть признан потерпевшим, так как ущерб причинен не ему, а тому предприятию или организации, которым принадлежит машина. Они и выступают в процессе в качестве гражданского истца.

Признание лица потерпевшим в уголовном процессе возможно в том случае, если вред причинен в результате преступления, то есть таких противоправных действий, в частности нарушений правил движения, которые влекут уголовную ответственность. Если же в ходе проверки или расследования будет установлено, что хотя дорожно-транспортное происшествие и случилось, но в действиях водителя нет состава преступления, в возбуждении уголовного дела будет отказано, а начатое дело — прекращено. Лицо, которому причинят вред, будет считаться не потерпевшим, а пострадавшим. Между ним и виновником причинения вреда возникнут гражданские правоотношения. Пострадавший не является процессуальной фигурой, участником уголовного процесса. Чаще всего — это лицо, чьему здоровью, имуществу причинен вред, но он еще не признан потерпевшим. Для того, чтобы пострадавший обрел процессуальные права потерпевшего, необходимо постановление следователя (прокурора).

Статья 136 УПК РСФСР предусматриает, что «при установлении факта причинения преступлением физического или имущественного вреда гражданину следователь (лицо, производящее дознание) по собственной инициативе или на основании заявления этого лица выносит постановление о признании его потерпевшим». Об этом решении следователь уведомляет потерпевшего или его представителя. Затем при явке потерпевшего или при его допросе следователь обязан разъяснить ему его процессуальные права. Закон также обязывает следователя (прокурора, суд), чтобы он обеспечил осуществление этих прав (статья 27 Основ уголовного судопроизводства).

Какие же реальные возможности и права предоставляются потерпевшему для защиты своих интересов?

Прежде всего, как это указано в статье 25 Основ уголовного судопроизводства (ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР), лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе предъявлять к обвиняемому или к лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого, гражданский иск, который рассматривается судом совместно с уголовным делом.

Признанные потерпевшими — водитель, пассажир, пешеход и другие участники дорожно-транспортного происшествия, повлекшего тяжкие последствия,— имеют право в любой момент расследования давать показания по поводу обстоятельств этого события, при которых причинен вред. Потерпевший или его представитель могут представлять доказательства, например назвать свидетеля — очевидца дорожного происшествия, сообщить номер проезжавшей в это время машины, водитель которой может дать свидетельские показания, указать факты, подтверждающие нарушения правил движения другим водителем, предоставить справку о действительном размере ущерба и т. д. Ему предоставлено право заявлять различные ходатайства, например о назначении комиссионной судебно-медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненных телесных повреждений, если имеющееся в деле заключение его не удовлетворяет, или о назначении технической экспертизы для определения возможности восстановления поврежденного мотоцикла, автомобиля и точного исчисления стоимости ущерба, об истребовании различных документов, о проведении очной ставки с обвиняемым для уточнения того или иного обстоятельства. В случае необоснованного, по его мнению, отказа следователя или прокурора в удовлетворении ходатайства, а также принятия какого-либо ущемляющего его интересы решения потерпевший вправе обжаловать эти действия. При наличии конкретных данных, свидетельствующих о заинтересованности в деле эксперта, переводчика, следователя (или лица, производящего дознание), прокурора, потерпевший может заявить кому-либо из них отвод.

После окончания следствия следователь обязан ознакомить потерпевшего со всеми материалами дела. Это позволит ему в случае необходимости заявить ходатайство о дополнении следствия новыми материалами, устранить выявленные при этом пробелы, лучше подготовиться к участию в суде. В случае прекращения уголовного дела потерпевший при несогласии с таким решением имеет право его обжаловать.

Иногда задают вопрос: а каким образом потерпевший узнает о прекращении уголовного дела? Некоторые считают, что следователь обязан выслать им копию постановления на этот счет. Такое требование не основано на законе. В соответствии со статьей 209 УПК РСФСР копию постановления о прекращении уголовного дела следователь обязан направить прокурору, и это понятно, так как прокурор осуществляет надзор за законностью действий следователя, имеет право отменить его решение и поэтому в первую очередь должен знать, каков результат расследования дорожно-транспортного происшествия. Что же касается обвиняемого, потерпевшего, а также лица или учреждения, по заявлениям которых возбуждено уголовное дело, то им следователь обязан направить лишь письменное уведомление об этом, указав со ссылкой на закон основания для такого решения. Постановление следователя о прекращении уголовного дела может быть обжаловано прокурору в течение пяти суток с момента уведомления об этом. Вот один из таких примеров.

Контролер-ревизор Баланин был сбит грузовой машиной и получил тяжкие телесные повреждения. После расследования обстоятельств следователь пришел к выводу, что водитель Бакаев не нарушил правил движения, и вынес постановление о прекращении уголовного дела. Местными органами жалоба потерпевшего Баланина была отклонена. После этого он обратился с жалобой в прокуратуру республики. Изучив материалы дела, здесь пришли к другому мнению. Поскольку наезд на потерпевшего произошел в ненастную погоду, при ограниченной видимости у автобусной остановки, возникли сомнения, правильно ли действовал водитель в сложившихся условиях. Постановление о прекращении уголовного дела отменили, а дело направили для дополнительго расследования с предложением провести повторную автотехническую экспертизу. После дополнительного расследования водитель был привлечен к ответственности и осужден.

Следует уточнить, что потерпевшим считается только тот, кому непосредственно причинен ущерб преступными действиями. Его родственники, хотя косвенным образом они и понесли, в свою очередь, материальный ущерб (например, вследствие уменьшения дохода семьи в результате увечья кормильца), не могут быть признаны потерпевшими.

Только потерпевший сам лично или (если он из-за болезненного состояния не имеет возможности участвовать в процессе, находясь, например, в больнице) через избранного им представителя (которым чаще всего бывает адвокат, юрисконсульт) может защищать свои права и интересы, а тем самым права и интересы косвенно потерпевших близких ему лиц.

Возникает вопрос: как быть, если в результате дорожно-транспортного преступления человек погиб, кто сможет защищать его интересы, требовать возмещения причиненного ущерба?

По закону (статья 53 Уголовно-процес-суального кодекса РСФСР) такие права переходят к его близким родственникам, а ими являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (ст. 34 УПК РСФСР). Подчеркиваем: только в случае гибели потерпевшего защита его интересов переходит к родственникам. И, конечно, не следует думать, что если таких близких родственников несколько человек, то все они будут представителями потерпевшего. Такое право будет признано только за одним из них, на практике обычно за наиболее близким родственником — супругом, кем-либо из детей, родителей.

Потерпевший не только обладает правами. На него возлагаются определенные обязанности. Наиболее важная из них — явиться по вызову следователя, прокурора, суда и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и четко ответить на вопросы.

Показания потерпевшего являются такими же доказательствами, как, например, показания свидетеля, подозреваемого, обвиняемого. Поэтому потерпевший не вправе без уважительной причины (скажем, болезни) отказаться от исполнения этого гражданского долга. Его могут пригласить для осмотра места происшествия, транспорта, предметов, вещей, для участия в опознании, для очной ставки, для следственного эксперимента, могут подвергнуть освидетельствованию. Учитывая, что отказ потерпевшего от дачи показаний или дача ложных показаний может затруднить установление истины, законом за это предусматривается уголовная ответственность. Потерпевший также не имеет права без разрешения следователя разглашать данные расследования.

Ну, а как быть, если пострадавший не будет признан потерпевшим, несмотря на полученный им вред? Случается ведь так, что органы следствия, расследовав дорожно-транспортное происшествие, прекращают дело в отношении водителя, совершившего наезд, в связи с неустановлением в его действиях нарушения правил движения. Тогда, как уже говорилось, могут возникнуть только гражданско-правовые отношения. А здесь уже другой принцип ответственности.

Редакция ознакомила меня с письмом, в котором пострадавший ставил вопрос следующего порядка. В результате дорожно-транспортного происшествия он получил телесные повреждения, но потерпевшим признан не был. В отношении водителя, совершившего на него наезд, дело прекратили. А когда пострадавший обратился в народный суд с исковым заявлением, то суд взыскал в его пользу с водителя деньги. Пострадавший удивлен. Как же так? С одной стороны, водитель не виноват, а с другой — суд (уже в гражданском порядке) признал его виновным. Однако никакого противоречия здесь нет, потому что в гражданских правоотношениях принят иной принцип ответственности. Если в уголовном процессе действует презумпция невиновности и лицо, совершившее преступление (в данном случае наезд), считается невиновным до тех пор, пока соответствующие органы в установленном законом порядке не докажут, что это лицо виновно, то в гражданском процессе наоборот. Лицо (организация) признаются виновными, но не в преступлении конечно, а в причинении вреда до тех пор, пока не докажут обратное.

Статья 454 гражданского Кодекса РСФСР указывает, что организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т. п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, в частности транспортом, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Только в таких случаях они освобождаются от ответственности. Видимо, так объясняется и случай, происшедший с автором письма в редакцию. Признав водителя невиновным в преступлении, суд, рассматривая дело в гражданском порядке, не нашел оснований для освобождения его от гражданской ответственности. Но если автомобиль принадлежит не частному лицу, а организации, то ущерб обязана возместить она.

Л. ЮЖАКОВ,
старший советник юстиции

 

 

 

1975N10P26-27

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Что общего у Jawa 634 и CZ 472?

Тем, кто ездит на Яве и ЧЗ Многие читатели — владельцы чехословацких мотоциклов ЯВА и ЧЗ сталкиваются с определенными затруднениями, особенно при эксплуатации их в сельской местности. Причины — а собственной неопытности, недостатке специальной литературы, а главным образом в том что эти мотоциклы, предназначенные в основном для дорог с твердым покрытием, нередко эксплуатируются там, где приходится довольно много ездить по грунтовым. Мы подобрали вопросы, наиболее часто встречающиеся в редакционной почте, и попросили ответить на них инженера Э. КОНОПА.Какие детали новой и старой ЯВЫ взаимозаменяемы? Что общего у мотоциклов ЯВА-634 и ЧЗ-472?Полностью перечислить все взаимозаменяемые детали и узлы в статье невозможно. Остановимся на главных. В новом двигателе мотоцикла Ява 634 больше степень сжатия, достигнутая уменьшением высоты цилиндра. Остальные основные размеры — посадочные и межцентровые одинаковы, что дает возможность в старый двигатель установить новый колен...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Пятый старт Юпитера  С конвейера объединения «Ижмаш» начали сходить новые мотоциклы «ИЖ-Юпитер—5» и «ИЖ-Юпитер—5К» (их индексы по отраслевой нормали — ИЖ—6.113 и ИЖ—6.114). При разработке этих мотоциклов конструкторы стремились максимально учесть замечания и пожелания, высказанные владельцами «юпитеров» четвертого поколения. Они касались главным образом электрооборудования, экономичности, приспособляемости двигателя к изменению условий движения. «ИЖ-Юпитер—5» получил двигатель с более «тяговитой» характеристикой и улучшенное электрооборудование. У «Юпитера—5» — основательно модернизированный двигатель. Подбором наивыгоднейших фаз газораспределения, улучшением продувки цилиндра повышены тягово-динамические качества машины. Отраднее всего, что возрос так называемый коэффициент приспособляемости, который характеризует способность двигателя сохр...

Читать далее >>

Недостатки 12В системы и пути ее совершенствования

12-вольтовая   12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволила решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет. Но тема нашего сегодняшнего разговора - о недостатках системы, о путях ее совершенствования. И снова, как и в прошлый раз («За рулем», 1988, № 3), речь пойдет, главным образом, о приборах мотоциклов ИЖ, самых массовых. Объект номер один - аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому - не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом...

Читать далее >>

Владельцам ИЖ Юпитер 4К. Закерните винты крепящие крышки кривошипных камер

Владельцам ИЖ Юпитер 4К На мотоцикле ИЖ-Юпитер-4К после двух лет эксплуатации стала ухудшаться работа двигателя: он с трудом пускался, а левый цилиндр временами отказывал. Когда однажды в нем что-то загремело, пришлось добираться до дома на буксире.Разобрав двигатель, я увидел, что отвернулись винты, крепящие крышки кривошипных камер, — на заводе их ненадежно закернили. Я затянул винты и как следует зафиксировал их. После сборки двигатель стал пускаться и работать очень хорошо, даже на самых малых оборотах.Позже подобный дефект возник на машине товарища, и мы устранили его таким же способом. Очевидно заводу надо обратить внимание на этот узел.А. ЖМЫХОВКурганская область, р. п. Варгаши1986N01P33

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4       Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...

Читать далее >>