Летом прошлого года редакция получила от ВТО «Мотоков» для испытаний последнюю модификацию ЯВА-350 638-1-04. Красивый мотоцикл, ничего не скажешь!
При беглом осмотре мотоцикл показался чуть выше привычной для нас базовой модели. Стали разбираться. Действительно, задние амортизаторы установлены с большим наклоном в результате смещения вперед точек крепления на раме. Сочетание прогрессивно навитых пружин и наклона амортизаторов обеспечило хорошую плавность хода. Уже нет нужды привставать на подножках, когда заднее колесо влетает в небольшую яму или выбоину на дороге.
На переднем колесе нашей ЯВЫ шина с характерным шоссейным протектором (ею комплектуют отдельные партии мотоциклов). С такой шиной мотоцикл уверенно чувствует себя при торможении, в повороте. Через какое-то время у водителя возникает ощущение, что он сможет проехать знакомый ему поворот с большим углом наклона и, понятно, на большей скорости. Это до тех пор, пока дорога сухая. Стоит пройти небольшому дождику, как преимущества шины сводятся на нет и она уступает обычной с универсальным рисунком протектора. Режим аквапланирования (всплывание шины) наступает уже при небольшой скорости. Поэтому лучше не увлекаться ей и тормозить по возможности плавно.
Амортизаторы с прогрессивно навитыми пружинами наклонены вперед на больший угол.
Отрадно, что в новой ЯВЕ все больше пластмасс, преимущество которых очевидно. Но знаете ли вы, какая деталь занимает лидирующее место в списке дефицита ЯВЫ-638? Заднее пластмассовое крыло! Один удар или достаточно сильное вибрационное воздействие — и оно разлетается на куски. Надо полагать, что конструкторы в будущем найдут замену этому материалу, а нам не придется заниматься самостоятельным изготовлением детали из стеклоткани и эпоксидной смолы. А вот переднее пластиковое крыло достаточно упруго и жестко, да и весит в полтора раза меньше металлического.
Наконец-то мотоциклисты дождались поднятых труб глушителей, а значит не будут заминать их при съезде с бордюров или на бездорожье. Это плюс. А минус? Выпускные патрубки расположены так низко, что их можно повредить на первом же камне. Попробуем снять заднее колесо или подтянуть цепь — неудобно! Для этих операций в комплекте инструмента должен быть рожковый ключ «на 22». Его нет. Кроме того, и само колесо теперь так просто не снимешь, для этого нужно демонтировать глушитель.
Измененная система выпуска: подняты глушители, но открыты для препятствий выпускные трубы.
У прежних моделей ЯВЫ чрезмерно быстро изнашивалась цилиндро-поршневая группа. Происходило это, как правило, из-за попадания абразива (пыли, песка) во впускную систему через неплотности коробки фильтра, глушителя шума впуска. Теперь швы коробки дополнительно пропаяны полиэтиленом. Примечательно, что резиновый патрубок, соединяющий коробку фильтра и карбюратор, прямой и затягивается хомутами на выходе глушителя и на входе у карбюратора.
Принципиальных новшеств в ЯВЕ-638-1-04 мы не нашли. Нет, к примеру, нового мотора, литых колес, дисковых тормозов. Но, как уже было отмечено, мотоцикл совершенствуется: боковая подставка имеет удлиненную площадку и можно ее откидывать, не слезая с мотоцикла; появилась шкала тахометра с зоной экономичной работы мотора, стали удобнее ручки управления.
Постоянство в смене моделей и модификаций ЯВЫ в сочетании с общей надежностью и создают мотоциклу добрую славу.
В. СУББОТИН, инженер
Общие данные: длина — 2110 мм; ширина — 750 мм; высота — 1070 мм; дорожный просвет — 130 мм; сухая масса — 156 кг; грузоподъемность — 180 кг; максимальная скорость при положении сидя (лежа) — 120 (128) км/ч; максимальный преодолеваемый на I передаче подъем — 47%.
Двигатель: двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения; рабочий объем — 343,47 см3; ход поршня — 65 мм; диаметр поршня — 58 мм; степень сжатия — 10,2; максимальная мощность — 26 л. с./18 кВт при 5500 об/мин; максимальный крутящий момент — 33 Н*м при 5000 об/мин; карбюратор — «Йиков 2928 ЦЕ».
Трансмиссия: сцепление — многодисковое в масляной ванне; коробка передач — трехвальная с шестернями постоянного зацепления; число передач — 4 (3,166; 1,88; 1,33; 1,00).
Рама — трубчатая, дуплексная, закрытая.
Подвески: передняя вилка — телескопическая (ход 150 мм); задняя вилка — маятниковая (ход 80 мм); амортизаторы — гидравлические.
Шины: передняя — 3,25—18; задняя — 3,50—18.
Заправочные емкости: передние амортизаторы — по 200 см3 в каждое перо; задние амортизаторы — по 47 см3; картер коробки передач — 1 л; топливный бак — 17 л. Электрооборудование: система зажигания — батарейная; напряжение — 12 В; генератор — трехфазный,синхронный, мощностью 210 Вт; емкость аккумулятора — 5 А*ч.
1990N02P9
Проверьте головку и патрубок Я знаю, некоторые владельцы мотоциклов «ИЖ-Юпитер» отмечают, что после ремонта двигателя из-под головки цилиндра просачиваются газы и в результате падает мощность. Жалоба справедливая. Между головкой и цилиндром не предусмотрена уплотняющая прокладка, поэтому у их стыковочных плоскостей должны быть плотно прилегающие поверхности. По разным причинам (неравномерная затяжка головки, неаккуратное обращение и др.) это условие нарушается, и тогда происходит прорыв газов по стыку. Чтобы восстановить герметичность соединения, следует притереть поверхности. Для этого требуется несложное приспособление. показанное на рисунке. Оно обеспечивает центрирование головки (на цилиндре нет соответствующего буртика).Приспособление сделано из двух деревянных планок, собранных крестом. Оно плотно вставляется в цилиндр так. что верхняя закругленная часть выступает на 7 мм. На плоскость цилиндра наносим притирочную пасту (абразивный порошок, разве...
Читать далее >>Плюсы и минусы новой модели В сентябрьском номере журнала за 1985 год было рассказано об испытательном пробеге по Средней Азии, во время которого мы познакомились с новыми мотоциклами «ИЖ-Юпитер—5». Одна из этих машин, укомплектованная новой коляской ВМЗ.9.702, после пробега была предоставлена редакции для испытаний.Был май, когда я выехал на ней из Устинова в Москву. Конечно, не терпелось самому ощутить приспособляемость мотоцикла к изменениям дорожных условий, сравнив его с «Юпитером—4» («За рулем», 1982, № 7), у которого были иные мощностные характеристики. В Средней Азии на мою долю выпали лишь равнинные дороги, где оценить этот показатель было невозможно. Теперь же участка Устинов—Казань хватило, чтобы сделать первые выводы.На длинных горизонтальных прямых я пытался найти ту минимальную скорость на прямой передаче, с которой можно разгоняться. Получилось, что при 30 км/ч двигатель еще работает устойчиво и рывков в т...
Читать далее >>Мотоциклы производства минского завода знакомы мотолюбителям. В 1968 году начато серийное производство мотоцикла , который по своим техническим параметрам значительно превосходит предыдущие модели. Выпуск новой машины всегда вызывает большой интерес у владельцев старых моделей. Какие детали новой конструкции подойдут к старым и от старых к новой, какие потребуются переделки, чтобы поставить новое сердце «ослабевшему» ветерану, — вот основные вопросы, которые волнуют их. Читателей интересует, конечно, и благодаря чему при тех же «кубиках» повысилась мощность. Цель публикуемой статьи — ответить на эти вопросы. Прежде всего, что такое мотоцикл ? Коротко — М-104 с совершенно новым силовым агрегатом (двигателем с коробкой передач) и закрытой задней передачей. Но есть и другие отличия: при нажатии на тормозную педаль загорается лампа стоп-сигнала: новая катушка зажигания Б-300 вместе с генератором Г-411 обеспечивают более мощную искру на свече и т. ...
Читать далее >>Шоссейно-кольцевая гонка Tourist Trophy Шоссейно-кольцевая гонка «Турист-трофи», или, как ее сокращенно называют, ТТ, проводится на острове Мэн в Ирландском море. Это первое соревнование мотоциклистов, получившее международное признание. Теперь оно входит в розыгрыш мирового чемпионата по шоссейно-кольцевым гонкам.Прежде гонка преследовала иные цели — всестороннее испытание дорожных, «туристских», мотоциклов при напряженных режимах работы двигателя. Впервые соревнование было проведено в 1907 году в двух классах мотоциклов: «Сениор» (старшая) — для двухцилиндровых мотоциклов и «Юниор» (младшая) — для одноцилиндровых. Рабочий объем двигателей не ограничивался, но расход топлива на 100 км не должен был превышать 3,8 литра для двухцилиндровых двигателей и 3,1 литра для одноцилиндровых. В 1909 году ограничения в расходе топлива были отменены, и «Турист-трофи» стал скоростной гонкой. В 1911 году разделение...
Читать далее >>Какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины Владельцы мотоциклов, особенно прежних выпусков, часто спрашивают, какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины, если те, что указаны в инструкции, ныне не производятся или в данный момент их не удалось приобрести. Слово опытному мотоциклисту В. СЕКРЕТОВУ из г. Коврова Владимирской области.Вероятно, сегодня нет необходимости доказывать мотолюбителям, даже молодым, что своевременная смазка узлов трения — необходимое условие их безотказной и долговечной работы, поскольку она снижает сопротивление скольжению и качению деталей, их износ. Сколько прослужат, например, подшипники колес без смазки? Чтобы выяснить это, ни один мотоциклист не станет проводить эксперимент, потому что знает: считанные километры.Наилучшей смазкой для подшипников является минеральное масло. Но его применение возможно лишь в герметичных узлах, где невелики потери из-за утечки. Для узлов трения, которые трудно загерметизировать, обычно...
Читать далее >>