Пятерка 350-кубовых. ИЖ Планета-3, ИЖ Юпитер-3, ИЖ Планета-Спорт, Ява 634-8, ЧЗ-472

Пятерка 350-кубовых

 

Не конкуренты, а союзники

От «рабочей лошади» до «скакуна»

Каждой машине — своя дорога

При скромных параметрах завидная выносливость

Ни один класс мотоциклов, продаваемых в нашей стране, не представлен столь богато разнообразием моделей и «тиражом», как 350 смЗ. В нем три ижевских мотоцикла — «Планета-3», «Юпитер-3», «Планета-спорт» и два чехословацких — ЯВА-634-8 и ЧЗ-472. Неудивительно, что в редакционной почте много писем, в основном от начинающих мотоциклистов, с просьбами дать совет, какую из этих пяти моделей выбрать.

Поскольку требования к машине у каждого мотоциклиста диктуются конкретными условиями эксплуатации и личными вкусами, для будущего владельца целесообразнее всего, очевидно, сначала сопоставить основные параметры «пятерки». Это сделает опытный мотоциклист инженер Э. В. КОНОП, участвовавший в редакционных испытаниях 350-кубовых мотоциклов.

Заранее скажем: пока еще не создана идеальная машина, отвечающая требованиям всех мотолюбителей. Каждая обладает специфическими свойствами, которые в зависимости от взглядов и запросов можно оценить как положительные или отрицательные. Если, например, во главу угла ставить экономичность, то предпочтение можно отдать «Планете-3», не«только как самой дешевой из предлагаемых машин, но и самой неприхотливой, «всеядной», выносливой, не требующей больших затрат при ремонте. Но человеку со «спортивным» характером, пожалуй, покупать «Планету-3» не стоит. Потому что вскоре он начнет требовать от скромной и надежной «рабочей лошади» резвости скакуна. В этом смысле она, конечно, не сможет соперничать с «Планетой-спорт», которая является настоящим техническим деликатесом, специально предназначенным для самых увлеченных мотолюбителей, согласных заплатить за подобную машину и подороже.

Поскольку цена в какой-то мере отражает степень совершенства и потребительские качества мотоцикла, а бывает, определяет его выбор, приведем цены: «Планета-3»—650 рублей, «Юпитер-3» — 740 рублей, «Юпитер-ЗК» (с коляской) — 1040 рублей, CZ-472 — 850 рублей, ЯВА-634-8 — 950 рублей, ЯВА-634-8-01 (с коляской) — 1360 рублей, «Планета-спорт» — 1000 рублей, «Планета-спорт» с системой «раздельной смазки» — 1045 рублей.

Разумеется, не так уж много мотолюбителей, интересующихся только ценой и не придающих большого значения возможностям мотоцикла (ездит, мол, и хорошо!). Поэтому перейдем к рассмотрению основных качеств машин.

Двигатель

Все пять мотоциклов оснащены двухтактными двигателями, работающими на смеси бензина с маслом. Лишь вариант «Планеты-спорт» имеет систему раздельной смазки.

Двигатели «Планеты-3» и «Плане-ты-спорт» — одноцилиндровые, остальные — двухцилиндровые. Их мощность, крутящий момент и соответствующие им числа оборотов сведены в таблицу. Эти параметры очень важны — именно они определяют круг таких качеств, как приемистость машины, приспособляемость, максимальная скорость.

Скромнее других по мощности «Планета-3». Известно, что приемистость ее не ошеломляет, а максимальная скорость составляет 110 км/ч. Машина на первый взгляд кажется даже посредственной. Чем же, кроме сравнительно низкой цены, вызван неизменный спрос на нее? Ведь «Планета-3» довольно популярна, особенно в тех краях, где пока еще мало хороших дорог. Посмотрите внимательно на двигатель: он прост по конструкции, а стало быть, дешев, неприхотлив в эксплуатации; достаточно экономичен и долговечен. Хорошо охлаждается при низкой скорости на бездорожье, имеет для таких условий наиболее подходящие (среди рассматриваемых моделей) характеристики. В этом смысле «Планета-3» наиболее приемлема для проселков. Здесь возможность успешного движения зависит в первую очередь от того, можем ли мы ехать достаточно медленно, чтобы не утратить контроля над машиной, и не станет ли двигатель перегреваться, глохнуть. Наивысший крутящий момент мотор «Планеты-3» развивает на первой передаче уже при скорости 25 км/ч, в то время как у ЯВЫ-634-8 — при 35 — 40 км/ч. Соответственно и на всех меньших скоростях «Планета-3» работает лучше: не удивляйтесь, если на ней удается проехать там, где другой мотоцикл заглохнет или, наоборот, станет буксовать.

Здесь мы подошли к важному выводу: если часто приходится ездить по бездорожью, не покупайте скоростную машину — она в этих условиях неэффективна, невыгодна.

Органическая слабость одноцилиндрового двигателя — недостаточная уравновешенность движущихся частей. Отсюда — повышенные вибрации. Такова плата за простоту. Гораздо уравновешеннее двухцилиндровый двигатель «Юпитер-3». Довольно высокая мощность — 25 л. с. — позволяет ездить на нем с коляской. Если же оценить поведение «Юпитера-3» (без коляски) на плохой дороге, то, как и следовало ожидать от более скоростного мотоцикла, он подходит здесь меньше, хотя все-таки лучше, чем «Планета-спорт» или даже ЯВА-634-8. Медленно ехать, без рывков двигателя, не выжимая муфты сцепления, не помогая мотоциклу ногами, на «Юпитере» труднее, чем на «Планете».

Разумеется, двухцилиндровый двигатель сложнее в обслуживании, дороже его производство и ремонт. Однако именно «Юпитер» имеет одну приятную особенность — собственно операции разборки и сборки двигателя осуществимы без специальных приспособлений — выжимок, съемников, струбцин и т. д., чего о ЯВЕ, например, не скажешь. Достигнуто это ценой известного усложнения двигателя, имеющего два коленчатых вала, соединенных маховиком.

Двигатель «Планеты-спорт» — одноцилиндровый, но этим его сходство с «Планетой-3» и исчерпывается. Из рассматриваемой нами пятерки он наиболее мощный (32 л.е.), высокофорсированный, что обеспечило машине великолепную приемистость и высокую скорость. В самом деле, в нашей стране нет другого дорожного мотоцикла, который разгонялся бы с места до 100 км/ч за 11 секунд (примерно втрое быстрее «Планеты-3») и достигал скорости 140 км/ч.

У «Планеты-спорт» — первый в нашем мотоциклостроении серийный двухтактный двигатель с трехканальной продувкой цилиндра. Водитель, который привык к дорожным ИЖам, пересев на «Планету-спорт», вынужден серьезно изменить свои привычки: чтобы реализовать его 32 силы, нужно научиться поддерживать достаточно высокие обороты двигателя. Это обусловлено характером зависимости от них крутящего момента — он резко увеличивается только в конце разгона на каждой из передач, а максимального значения — 3,5 кГм достигает при 5300 — 6500 об/мин. Разумеется, езда на таком мотоцикле требует большой квалификации.

«Планета-спорт» — мотоцикл, как говорят, очень строгий: некоторые ошибки техники вождения, допустимые, например, на «Юпитере» или ЯВЕ, здесь непростительны. У неумелого водителя достоинства машины становятся причиной бед, обычно связанных с очень резким, как мы говорили, нарастанием крутящего момента при повышении оборотов двигателя. Во время разгона на грунтовых, песчаных и даже асфальтовых влажных дорогах нужно очень чутко следить за поведением мотоцикла: как только обороты превысят известный предел, колесо внезапно начинает буксовать. Умение ездить с заносом или хотя бы справляться с ним для владельца «Планеты-спорт» считаю обязательным. Разгоняясь на первой и второй передачах, опасно давать полный «газ» даже на хорошей сухой «бетонке», особенно при езде с пассажиром: машина легко встает на дыбы.

Главный недостаток одноцилиндрового двигателя «Планеты-спорт», развивающего почти 7000 об/мин, — значительные вибрации, особенно на низких и средних скоростях движения (порядка 60—70 км/ч на четвертой передаче). По-настоящему «прочувствовать» этот мотор можно на хороших шоссейных дорогах, которые позволяют поддерживать достаточно высокие обороты.

У чехословацких мотоциклов ЧЗ-472 и ЯВА-634-8 очень похожие двигатели. Здесь тоже два параллельных* рядом стоящих цилиндра и поршни, движущиеся в противоположных направлениях. Но, в отличие от «Юпитера», у них один, неразъемный коленчатый вал. Это упрощает конструкцию, но усложняет ремонт: правильно разобрать и собрать мотор ЯВЫ или ЧЗ без специальных приспособлений невозможно. А это значит, что их лучше эксплуатировать в областях, где есть станции обслуживания — ведь далеко не каждому по силам грамотный ремонт двигателя. Подтверждение тому — анализ писем владельцев чехословацких машин. Привлекательная внешность ЯВЫ и ЧЗ, к сожалению, для многих стала решающим фактором при покупке, и мотоциклы везут в края, удаленные на сотни, а то и тысячи километров от действующих сервисных станций.

Каковы особенности этих двигателей? У ЯВЫ 634-8 и ЧЗ-472 одинаковые мощность (23 л. с.) при 5250 об/мин и крутящий момент (3,2 кГм) при довольно низком числе оборотов — 4500, то есть на 14—15% меньше оборотов, сответствующих максимальной мощности. Опытные мотоциклисты, особенно те, кто живет в гористой местности, знают цену такому запасу, который означает хорошую приспособляемость двигателя к повышению нагрузки: подует ли сильный встречный ветер, пойдет ли дорога в затяжной подъем, — мотор на это реагирует слабо и лишь немного упадет скорость мотоцикла. В то же время какой-нибудь другой мотоцикл, с худшей приспособляемостью, резко теряет скорость, требуя включения пониженной передачи.

Не раз на 32-силъной «Планете-спорт» приходилось включать третью передачу, чтобы угнаться на горной или на совершенно прямой дороге, но при сильном встречном ветре, за более скромной 23-сильной ЯВОЙ. Вот какую роль играет характеристика двигателя! Эта черта — большой крутящий момент при сравнительно низких оборотах — характерна и для ЯВЫ, и для CZ. Их двигатели различаются в основном размерами приливов на задней части картера для крепления.в раме и в механизме переключения передач. Оба имеют устройства для автоматического выключения сцепления, оснащены одинаковыми карбюраторми, правда, с разными главными жиклерами, поскольку неодинаковы воздухоочистители моторов.

Двигатели ЯВЫ-634-8 и ЧЗ неплохо уравновешены и к тому же сравнительно низкооборотны (обороты максимальной мощности 5250). Вибрации, возбуждаемые двигателем, особенно на ЯВЕ-634-8, совершенно незначительны вплоть до скоростей 110—115 км/ч на четвертой передаче.

Как ЯВА, так и ЧЗ подбором передаточных чисел в коробке значительно отличаются от всех трех ИЖей (мы уже отмечали, что низшие передачи у ЯВЫ и CZ более «скоростные» в сравнении с ИЖами). Скорость ЯВЫ-634-8 на пер-вцй — второй передачах значительно выше, чем у «Планеты-3», и близка к скорости «Планеты-спорт». Это неблагоприятно сказывается в условиях бездорожья, но обеспечивает прекрасную динамику разгона на шоссе.

 

Основные параметры двигателей

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...

Читать далее >>

Как добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява

 «Мне никак не удается добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява. Торможение происходит рывками, хотя колодки и тросы исправны. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Лобачев им г. Коломны.Рывки при торможении мотоциклов и автомобилей характерны для тех случаев, когда у тормозных барабанов бывает неправильная (овальная, граненая и т. п.) форма рабочей поверхности. Колодки прижимаются к ней неравномерно — сильнее на участках, расположенных ближе к оси барабана, слабее — на удаленных от нее.В мотоциклетных (спицевых) колесах форма барабана нарушается обычно от сильных ударов о различные препятствия или вследствие неравномерного натяжения спиц (чаще всего после переборки колеса).Чтобы устранить деформацию барабана, сначала обязательно регулируют натяжение спиц, а если этого окажется недостаточно, протачивают рабочую поверхность барабана на токарном станке. Лучшие результаты дает обработка барабана в собранном колесе. Если же станок не позв...

Читать далее >>

ИЖ Планета 3-01, ИЖ Юпитер 3-01 (3К-01)

Комфортабельнее, мощнее, безопаснее С конвейера мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» в нынешнем году сошла пятимиллионная машина. Коллектив мотоциклостроителей отметил это событие переходом на выпуск модернизированных моделей «ИЖ—Планета-3-01» и «ИЖ—Юпитер-3-01». Что нового в них, чем они отличаются? Мы провели модернизацию по трем основным направлениям: усиление активной и пассивной безопасности, улучшение удобства езды, повышение мощности.Начнем с безопасности. На обеих моделях введены защитные дуги, смонтированное на руле зеркало заднего вида, удлиненные кронштейны указателей поворота. Наши мотоциклы теперь будут оснащены откидывающимися подножками для пассажира, которые предотвращают травмы ног. На рычагах управления сцеплением и передним тормозом предусмотрены 20-миллиметровые резиновые шарики. В случае падения машины мотоциклист не рискует теперь получить травму острым концом рычага. Модификация «ИЖ&m...

Читать далее >>

Урал М-67

Тяжелые дорожные мотоциклы ирбитского мотоциклетного завода давно уже пользуются хорошей репутацией. Они еще раз подтвердили свою высокую надежность в последних всесоюзных испытаниях на первенство заводской марки, где «Урал-3» М-66 завоевал первое место.Конструкторы постоянно совершенствуют машину, чтобы ее технические и эксплуатационные качества полнее отвечали возрастающим требованиям по безопасности движения и удобству обслуживания и ремонта. Результатом большого труда заводского коллектива, работавшего в содружестве с рядом научных институтов — ВНИИМотопромом, ВНИИТЭ, ЦНИИТА, НИИ Автоприборов и другими, а также с заводами — поставщиками комплектующих изделий, явилось создание более совершенной модели, получившей обозначение М-67. Опытная партия этих машин была выпущена в конце прошлого года, а серийное производство началось с июля нынешнего года. Рис. 1. Схема электрооборудования: 1 — передний фонарь коляски; 2 — лампа А12-21-6 габаритного с...

Читать далее >>

Советы по доработке мотоцикла Днепр МТ10-36. Чего не хватает Днепрам ?

Советы по доработке мотоцикла Днепр МТ10-36 Так случилось, что моим первым мотоциклом стал «Днепр» МТ10—36. Купил я его с рук с пробегом около 3 тысяч километров. Вероятно, прежний хозяин за столь короткое время успел намаяться с ним более чем достаточно, но тогда я не придал этому значения. Как, впрочем, и тому, что мотоцикл выпущен в конце декабря 1979 года.Изучение мотоцикла и борьба с его пороками, как врожденными, так и приобретенными, пришлись на процесс эксплуатации. И чем глубже я вникал в устройство, тем больше удивлялся несовершенству конструкции.Постепенно у меня накапливался опыт лечения типичных болезней. Я делился этим опытом с друзьями и знакомыми — им это нравилось. Теперь решил, что могу выйти к более широкой аудитории.К слову сказать, предпринял несколько попыток установить прямую связь с киевским мотоциклетным заводом в надежде заинтересовать конструкторов своими наблюдениями. Затея удалась ровно наполовину: связь установил, а насчет заин...

Читать далее >>
Модели мотоциклов Мощность, л. с./при об/мин Крутящий момент, кГм/при об/мин
Планета-3 18/5000—5600 3/5100 — 5300
Юпитер-3 25/5700 — 6500 3,2/5400 — 6200
Планета-спорт 32/5600 — 6700 3,5/5300 — 6500
ЯВА-634-8, ЧЗ-472 23/5250 3,2/4500
  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения