Мотоцикл в нашей стране традиционно популярен. Свыше 13 миллионов двух- и трехколесных машин находятся в распоряжении индивидуальных владельцев. Интенсивное развитие автомобилестроения в годы девятой и десятой пятилеток в значительной мере способствовало тому, что определенная часть мотоциклистов пересела на легковую машину — это особенно заметно в крупных городах. Однако в небольших городах и, конечно, на селе мотоцикл сохраняет приоритет. Поэтому в десятой пятилетке выпуск и продажа населению мотоциклов, мотороллеров, мопедов продолжали расти. Производство их увеличилось с 1763 тысяч в 1975 году до 2058 тысяч в 1980-м, то есть на 11%.
Тенденция дальнейшего количественного роста сохранится и в одиннадцатой пятилетке. В ходе ее намечено выпустить 9 418 тысяч мотоциклов и мопедов, в том числе мотоциклов класса с боковым прицепом — 2 504 тысячи, одиночек среднего и легкого классов — 2 844 тысячи, мопедов и мотовелосипедов — 3570 тысяч, мотороллеров — 500 тысяч. Общий объем производства превысит уровень десятой пятилетки на 8%. Этот рост дифференцирован с учетом потребности в машинах того или иного класса. Так, выпуск мотоциклов тяжелого класса с боковым прицепом, наиболее популярных, увеличится на 32%, легкого же класса — на 13%. Производство мопедов и легких мопедов, спрос на которые практически удовлетворен, останется на уровне десятой пятилетки.
Количественный рост сопровождается качественным. Речь идет прежде всего о новых, более совершенных моделях. Научно-исследовательские и конструкторские работы, проведенные заводами и ВНИИмотопромом за последние годы, обеспечили определенный задел, позволяющий перейти к производству машин, отличающихся более высокими потребительскими качествами и технологичностью.
Как показал анализ сбыта мотоциклов и мотороллеров, почти половина машин, поступающих в торговую сеть, реализуется в сельской местности. Иными словами, туда, где очень сложно наладить снабжение запасными частями, где нет станций и пунктов ремонта и обслуживания мотоциклетной техники, где основная часть дорог — проселочные, а из эксплуатационных материалов имеется главным образом бензин А-76 и масла «автомобильного» типа. При разработке новых, усовершенствованных моделей также приходится ориентироваться на эти конкретные условия. Это нашло отражение в конструкции мотоциклов, которые будут выпускаться в одиннадцатой пятилетке.
Высокая ремонтопригодность, широкая унификация и взаимозаменяемость важнейших деталей между прежними и новыми моделями, неприхотливость к качеству эксплуатационных материалов, невысокая форсировка двигателей (с учетом использования низкооктанового топлива), хорошая проходимость — вот традиционные особенности машин, которые применительно к реальным условиям эксплуатации воплощает в своих моделях советское мотоциклостроение. Это реалистический подход.
В то же время запросы потребителей, прогресс техники выдвигают новые задачи, вносят свои коррективы в планы создания новых машин. Так появилась, в частности, перспективная модель с четырехтактным двигателем класса 500 см, над которой сейчас работает коллектив ижевцев.
В нынешней пятилетке в центре внимания пользующиеся наибольшим спросом на селе тяжелые мотоциклы с боковым прицепом. Так, ирбитский мотоциклетный завод освоит «Урал-ИМЗ—8.103». По сравнению с известным «Уралом» М67—36 вырастут надежность и потребительские качества мотоцикла при одновременном снижении металлоемкости. Новый «Урал» получит передачу заднего хода, переднюю вилку с прогрессивной характеристикой, стояночный тормоз. Иные бензобак, щиток переднего колеса, а главное, полностью новый боковой прицеп существенно изменят внешний облик и комфортабельность мотоцикла. Будет предложен потребителю и другой, грузопассажирский вариант бокового прицепа.
Киевский мотоциклетный завод освоит производство модели «Днепр—16» с дифференциальным приводом на колесо бокового прицепа. По двигателю, сцеплению и коробке передач эта модель унифицирована с «Днепром» МТ10—36.
Среди других задач, которые предстоит решить киевлянам в пятилетке, — повышение качества и улучшение внешнего вида машин. Яркая окраска в сочетании с хромированными ободами колес и современной светотехнической аппаратурой сделает «Днепр» привлекательнее. Завод последовательно работает и над снижением массы всех моделей.
Продолжит обновление выпускаемых моделей «Ижмаш». Вслед за «Юпитером—4» он должен освоить «Планету—4». Эти машины получат совершенную 12-вольтовую систему электрооборудования, станут комфортабельнее и надежнее. Как уже говорилось, завод работает и над перспективной моделью класса 500 см с четырехтактным двухцилиндровым двигателем и карданной передачей.
Ковровский завод имени Дегтярева в нынешнем году приступает к производству мотоцикла «Восход—3-турист». У него улучшенная отделка, дуги безопасности и вместительные дорожные сумки. На очереди — «Восход—3М». В соответствии с современными тенденциями у этой машины будет 12-вольто-вое электрооборудование, мощная светотехника, модернизированная электронная система зажигания.
На минском мотоциклетном и велосипедном заводе в одиннадцатой пятилетке основной моделью останется ММВЗ—3.112 («За рулем», 1980, № 8). На 1984 год там планируется освоение модернизированной модели ММВЗ—3.112.1 с 12-вольтовой системой электрооборудования, 100-ваттным генератором и Светотехническими приборами, соответствующими новейшим требованиям. Предстоит выпустить также опытную партию машин с новым карбюратором, более совершенной электронной системой зажигания, лепестковым клапаном на впуске, обеспечивающими снижение расхода топлива и токсичности. Эти и другие конструкторско-технологические мероприятия должны позволить на перспективной модели перейти к применению двухпроцентной (1:50) смеси масла с топливом, что существенно сократит расход масла.
Совершенствуются конструкции мопедов (точнее, мокиков, поскольку большая их часть пускается кик-стартером). Они стали очень популярны у молодежи, и ее вкусы и запросы специалисты заводов учли при разработке новых конструкций. На львовском мотозаводе освоен мокик ЛМЗ—2.160 «Карпаты» («За рулем», 1982, № 9). На рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне» с весны 1981 года выпускается «Рига—22» («За рулем», 1981, № 10), а в нынешнем год(у осваивается легкий мопед «Рига—13» (на смену «Риге—11»). У него новый двигатель Д—8.
Для обоих заводов характерно также последовательное улучшение внешнего вида и качества изготовления, направленное в первую очередь на удовлетворение требований безопасности. В частности, предусматривается возможность установки указателей поворота и всей необходимой для этого коммутационной аппаратуры. Внедрение стоп-сигналов сделало мопеды заметнее в уплотненном потоке транспорта. Введена также тиристорная система зажигания, обеспечивающая улучшение процесса сгорания в самых неблагоприятных условиях эксплуатации, и новая фара с лампой 15X25 Вт.
Намеченная модернизация двигателя Ш—62, выпускаемого шяуляйским велосипедно-моторным заводом «Вайрас», позволит эксплуатировать его на 2-процентной топливно-масляной смеси. Установка на часть выпускаемых мопедов электрооборудования с аккумулятором означает возможность оснащения их фонарем стояночного света, ярким стоп-сигналом, более эффективным звуковым сигналом.
Производство мотороллеров, пожалуй, наиболее сильно ощутило колебания спроса. В результате пришлось свернуть выпуск этих машин на вятско-полянском машиностроительном заводе. Прежние производственные мощности его переведены на изготовление боковых прицепов к ижевским мотоциклам. Таким образом, тульский машиностроительный завод имени Рябикова стал единственным в стране поставщиком мотороллеров. Читатели знакомы с его последней новинкой — двухместным вариантом «Муравья» («За рулем», 1981, № 12). Производство этой машины, предназначенной для индивидуальных владельцев, намечено последовательно наращивать, а работа по модернизации «Муравья» будет продолжена в целях повышения экономичности, снижения металлоемкости, улучшения внешнего вида.
Таковы вкратце перспективы развития производства дорожных машин. Следует признать, что обстоятельства производственного характера (ограниченность площадей, сырьевых и трудовых ресурсов) вынуждают подчас пересматривать первоначальные планы. По этим причинам, например, отложен выпуск одним из заводов дорожного мотоцикла класса 250 см3.
Важной стороной деятельности наших заводов является конструирование и производство спортивных мотоциклов. За последние годы их усилиями создан довольно широкий ассортимент моделей во многих классах для наиболее распространенных у нас видов соревнований — кольцевых гонок, многодневки, кросса. Что нового получат спортсмены от отечественной промышленности в ближайшие годы?
Ирбитский завод по заказу ЦК ДОСААФ СССР продолжит ежегодный выпуск партий
машин ИМЗ—8.201 с коляской, предназначенных для внутрисоюзных соревнований по кроссу. Двигатель у них максимально унифицирован с мотором дорожного ИМЗ—8.103.
Киевский завод увеличит выпуск мотоциклов с коляской для внутрисоюзных соревнований по кольцевым гонкам. Подготовленная для этого машина оснащена двухтактным двухцилиндровым двигателем (500 см3, 95 л.с./70 кВт). Она развивает скорость около 250 км/ч и оборудована дисковыми тормозами с двух-контурной гидравлической системой привода.
Немало интересного готовит для спортсменов и ижевский завод. Дальнейшей модернизации будут подвергнуты кроссовый ИЖ—15К и ИЖ—15М для многодневки (они получат соответственно индексы ИЖ—6.216 и ИЖ—6.216Н). Производство этих мотоциклов возрастет к концу пятилетия до 6 тысяч в год. Будет обновлена и конструкция кольцевого ИЖ—Ш12. В 1983 году завод должен приступить к изготовлению малыми партиями мотоцикла класса 350 см3 для гонок по льду.
Завод имени Дегтярева основное внимание уделяет совершенствованию кроссового «Восхода-СКУ—5» класса 250 см3 («За рулем», 1981, № 8). Поставлена задача обеспечить выступление на таких машинах сборной СССР в Кубке дружбы социалистических стран. Будет коренным образом улучшено качество выпускаемых мотоциклов для многодневки, кольцевых гонок.
На минском заводе предстоит освоить новую модель для кольцевых гонок — ММВЗ—3.227 с двигателем мощностью 24 л.с./18 кВт. У нее лучшие аэродинамические формы, дисковые тормоза с гидроприводом. В целом технический уровень новой машины по сравнению с нынешней ММВЗ—3.216 значительно выше.
Будет выпущен и новый мотоцикл класса 125 см3 для кросса конструкции ВНИИМотопрома, разработанный на базе моделей ММВЗ— 3.222, ММВЗ—3.223 и «Восток—3.230» («За рулем», 1982, № 7).
Львовский мотозавод готовит новую модель мотоцикла с двигателем 125 см3 для спидвея вместо ЛМЗ—3.752.
«Саркана Звайгзне» станет изготовлять кроссовую «Ригу—16-Ю» для юношеского спорта. Она получит двигатель Ш—62С с улучшенной характеристикой, пружинно-гидравлические амортизаторы задней подвески, улучшающие устойчивость и управляемость. Завод продолжит также выпуск партий мотоциклов «Рига—17С» с модернизированным двигателем ШК—50-78 производства ВНИИ мотопрома для кольцевых гонок; ведется работа по модернизации этой машины.
В создании спортивных машин за последние годы достигнуты некоторые успехи. Но все же отечественные мотоциклы для спорта пока продолжают уступать лучшим зарубежным. Дело чести мотоциклостроителей — в кратчайшие сроки преодолеть это отставание, чтобы советские спортсмены на отечественных машинах смогли успешно конкурировать в соревнованиях европейского и мирового ранга.
Как видим, прогресс коснется буквально всего типажа мотоциклов — от миниатюрных 50-кубовых до самых тяжелых, превосходящих по мощности легковые автомобили. Важно отметить, что рост технического уровня, потребительских качеств (в первую очередь дорожных машин) идет параллельно со снижением трудоемкости и расхода
материалов. Это достигается внедрением на заводах современной технологии: точного литья по выплавляемым моделям, горячей штамповки на автоматах, прогрессивных методов прокатки, холодного глубокого выдавливания и высадки. Расширяется применение деталей, изготовляемых методом порошковой металлургии, установок для ионно-вакуумного покрытия металлорежущего инструмента. На заводах будет продолжена автоматизация процессов сварки и сборки, организация участков и станков с ЧПУ (числовым программным управлением), управляемых ЭВМ.
Обновление всего типажа мотоциклов, мопедов и мотороллеров, повышение их качества в нынешней и последующих пятилетках требует надежного задела научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ. Отметим, что наши конструкторы и заводы располагают немалыми потенциальными возможностями и имеют опыт создания современных и оригинальных конструкций. Изготовленные в опытных партиях мотоциклетный роторно-поршневой двигатель РД—515, кроссовый мотоцикл «Восток—3.223», гоночный «Днепр—СШ7» с четырехцилиндровым двигателем — наглядные тому свидетельства.
Работа над перспективными машинами ведется под руководством специалистов ВНИИМотопрома в нескольких направлениях.
Первое — снижение материалоемкости, замена черных металлов более легкими и технологичными, а также литья и поковок — штампованными деталями из листов, применение пластмасс и металлокерамики.
Второе, не менее важное, — улучшение смесеобразования и сгорания в двигателе, создание прогрессивных рабочих процессов, обеспечивающих снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.
Третье включает повышение устойчивости и управляемости мотоциклов и мопедов в плотных транспортных потоках, изучение и разработку дорожно-сцепных характеристик шин для проектируемых моделей мотоциклов, повышение плавности хода применением более современных конструкций подвески колес.
Четвертое — изучение и формирование запросов потребителей, на этой основе — продолжение и расширение работ по созданию современных внешних форм.
Все это, надо рассчитывать, заложит надежный фундамент дальнейшего технического прогресса в нашем мотоциклостроении, будет способствовать лучшему удовлетворению запросов советских людей.
В. БОГУСЛАВСКИЙ, директор ВНИИМотопрома,
В. КУЗНЕЦОВ, заведующий отделом
1982N11P12-13
Наш интернет-магазин предоставляет следующие услуги: Запчасти для мотоцикла на заказ Тюнинг для мотоцикла Аксессуары для мотоцикла Мото - экипировку для мотоциклистов Инструменты для обслуживания мотоциклов В данный момент в нашем интерент-магазине представлено около миллиона товаров. У нас реально самый большой выбор мото-товаров во всем Рунете.В разделе запчастей мы ориентируемся преимущественно на ассортимент более дешевых аналогов оринигальных японский и европейских мотоциклов.Для мотцоиклов китайского производства мы предлагаем весь ассортимент оригинальных запасных частей.Если вы не нашли интересующую вас штатную запчасть напишите нам на bazamoto@yandex.ru - если она существует в продаже мы найдем её для вас по самой низкой цене.Для экономии ваших и наших средств в настоящий момент мы работаем только по предзаказу!Срок доставки до нашего склада в г.Тольятти составляет 3 недели. Далее товар может быть отпрален в любой населенный пунк где есть отделение ...
Читать далее >>Тем, кто ездит на мотоциклах ИЖ Вряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Более двух миллионов этих машин бегают по дорогам страны. Они очень надежны. Но наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За рулем» чаще появлялись статьи на эту тему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбители, принявшие участие в заочной конференции читателей журнала. Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила цикл статей об ИЖах, которые написаны инженерами В. Абрамяном и В. Забелиным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к мотоциклам ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит общий характер. Поэтому статья представит определенный интерес не только для владельцев ИЖей, но и для тех, кто ездит на мотоциклах других марок. Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут прочитать позднее в книге «Советы водителю ...
Читать далее >>С прискорбием об ИМЗ 8.201 Кросс и не только о нем Поговорите с мотоспортсменами, выступающими на наших кроссовых, на других спортивных мотоциклах. Двух мнений не услышите. Машины ижевского, ковровского, ирбитского и минского заводов и по конструкции и по исполнению совершенно непригодны для спорта. Требуются коренная переделка, большие затраты труда, средств, материалов, чтобы как-то приспособить их к условиям соревнований, да и то на короткий срок. Многие годы спортивная общественность бьет тревогу по этому поводу. Но, наверно, пора уже разобраться во всем, детально дать оценку той продукции, которую получают молодые спортсмены, и ответить на вопрос, может ли такое продолжаться дальше. Попытаемся сделать это на примере ирбитской кроссовой машины, предназначенной для очень любимых у нас соревнований на мотоциклах с колясками. Итак, ИМЗ-8.201 «Кросс». Готовя эту публикацию, мы беседовали со многими спортсменами, механиками, тренерами и отметили совпадение критически...
Читать далее >>Ремонтируем ступицу На мотоцинлах киевского завода применяются литые из алюминиевого сплава ступицы колес. Они легки, удобны, но вот отверстия для спиц со временем становятся эллипсными, и тогда приходит ся очень часто подтягивать спицы, чтобы они не рвались. Мотоциклисты, которые много ездят по плохим дорогам иногда даже заменяют все спицы сплошным диском. Это, конечно, не лучшее решение.Предлагаю владельцам киевских мотоциклов сравнительно простой, проверенный на практике способ ремонта ступицы. Сначала удаляем четыре — шесть спиц, гнезда для которых подлежат ремонту. 8-миллиметровым сверлом (или лучше пальчиковой торцевой фрезой) рассверливаем поврежденные отверстия. Нарезаем из медной трубки наружным диаметром 8 мм и внутренним 6 мм отрезки длиной 12 — 14 мм. Развальцовываем один конец отрезков при помощи оправки, изготовленной хотя бы из бородка или кернера. Получившиеся втулки помещаем в отверстия ступицы и развальцовываем второй их конец, как показано на рисунке...
Читать далее >>«Расскажите, пожалуйста, о коробке передач мотоцикла «Днепр» с задним ходом», — просят мотолюбители А. Вороненко из Каховки, Т. Качура из Полтавы и другие. Предоставляем слово главному инженеру Киевского мотозавода И. Е. МУРАТОВУ и начальнику КБ И. Л. ЭНДЕЛЬМАНУ. Они ответят на вопросы читателей.Коробка передач мотоцикла «Днепр» МТ-9 в отличие от прежних коробок тяжелых мотоциклов снабжена передачей заднего хода и механизмом, автоматически выключающим сцепление при переключении передач. Она заметно облегчает управление машиной и повышает ее маневренность. Передаточное число задней передачи составляет 3,67; остальные передачи не изменились.Хотя новая коробка на 15 мм длиннее прежней, ее с небольшими переделками можно установить на все модели, выпускавшиеся Киевским мотозаводом (для ирбитских мотоциклов она не подходит). Рис. 1 Переделка диска упругой муфты. Тонкой линией показан прежний профиль. На мотоциклах с укороченной рамой,...
Читать далее >>