Какой мотоцикл купить ?

Серьезная покупка

 

Эту статью Владимир Секретов принес в редакцию в конце минувшей зимы. И тогда же мы договорились, что недели через три он напишет для нас еще и о том, как вел себя зимой редакционный ИЖ Юпитер 5К, в испытаниях которого он принял участие.

Этим планам не суждено было сбыться. Трагический случай на охоте оборвал в расцвете сил жизнь нашего автора, имя которого было хорошо известно читателям «За рулем» по его интересным и серьезным публикациям, посвященным мотоциклетному делу. Он был не только его знатоком, но и энтузиастом, пропагандистом, о чем говорит и эта последняя статья, обращенная к тем, кто хочет сесть за руль мотоцикла.

Одновременно с родившимся желанием купить мотоцикл возникает и резонный вопрос: а какой? И хотя выбор в наших магазинах не так уж велик, тем не менее важно не ошибиться, попасть в точку на той шкале, где умещаются все модели, от мокика до «Урала». И не слушайте тех, кто утверждает, что «макака» лучше мокика, а ЯВА лучше «Восхода». У каждой модели свои достоинства и свои недостатки. И если уж сравнивать разные машины, то надо делать это грамотно — тогда и вывод получите соответствующий. А конечная цель, на мой взгляд, должна быть одна: привести в соответствие технические данные мотоцикла с предстоящими условиями эксплуатации, с возрастом и индивидуальными качествами владельца.

Начнем с мокика. Это самое легкое, самое дешевое и наименее скоростное из транспортных средств подобного рода. Благодаря сумме этих качеств мокиком разрешено управлять, не имея удостоверения, а это существенно раздвигает «возрастные границы» будущих владельцев в обе стороны. Не обязательно и применение мотоциклетных шлемов, это тоже плюс в глазах людей пожилых. Наконец, мокик (и тем более — мини-мокик!) можно без хлопот хранить на веранде и даже на балконе.

Из сказанного с достаточной определенностью следует вывод: мокик стоит приобретать тем, кто еще «не дорос» до мотоциклетных «прав», а также тем, кто физически уже не может успешно эксплуатировать более скоростную (и более тяжелую) машину. К этим категориям водителей я добавил бы еще женщин и начинающих мотоциклистов, ну и, наверно, тех, кто хотел бы иметь дополнительное к имеющемуся транспортное средство для поездок на работу, по личным делам.

Легкие мотоциклы существенно отличаются по техническим характеристикам, особенно по мощности и скорости, но еще вполне доступны по цене. Возьмем мотоцикл минского завода ММВЗ - 3.112. Он стоит 396 рублей, а его максимальная скорость 95 км/ч. Это значит, что со скоростью 70—75 км/ч он может довольно долго двигаться в транспортном потоке, не создавая никому помех. Да и грузоподъемность мотоцикла такова, что он способен перевозить двух человек и еще небольшой багаж. Близки к этим мотоциклам «восходы», имеющие двигатель рабочим объемом 176 см3. Эти две марки роднит и конструкция: электрические схемы у них одинаковы, в силовых агрегатах много общего. Минские и ковровские машины достаточно надежны, экономичны, просты в обслуживании. И потому самые подходящие для начинающих мотоциклистов.

Правда, мне приходилось слышать, как 16-летние с обидой воспринимали такого рода советы: в их представлении только ЯВА или ИЖ-ПС заслуживают внимания. Но эта обида не от здравого смысла, а от подростковых амбиций, свойственных этому возрасту. Любое дело нужно осваивать по принципу «от простого к сложному» — только тогда можно постигнуть все его тонкости и достичь каких-то вершин. К сожалению, статистика несчастных случаев с мотоциклистами безжалостна и объективна. И ее анализ показывает, что чаще всего в ДТП гибнут новички, не накопившие опыта, но уже считавшие себя асами, то есть те, кто переоценивает свои возможности.

Следующая группа мотоциклов с двигателями объемом 200—360 см3 — самая обширная и наиболее популярная. Младшими в ней стоят тульские мотороллеры. Остальное приходится на ИЖи и ЯВЫ всех разновидностей.

В старину про орловских рысаков говорили, что это лошадь «ив подводу, и под воеводу» и тем высшей мерой оценивали их универсальность. Это качество присуще мотоциклам среднего класса. Обладая достаточно высокой мощностью, они позволяют ездить с пассажиром и грузом без потери максимальной скорости, по динамике превосходит легковые автомобиля. Но те же качества требуют от водителя хороших навыков, умения просчитывать ситуацию наперед, понимания законов дороги. Да и в целом эксплуатация их уже не столь проста.

В системе электрооборудования появляются сложные приборы — такие, как аккумуляторная батарея, выпрямитель, регулятор напряжения, реле указателей поворота. Силовой агрегат у большой части мотоциклов среднего класса имеет два цилиндра, а это опять-таки требует более высокой квалификации при регулировке.

И еще одно немаловажное обстоятельство нужно иметь в виду. Мотоциклы ИЖ и ЯВА имеют очень солидную массу в заправленном состоянии — примерно 180 кг. Удержать такой мотоцикл, когда он начинает падать, очень непросто (еще труднее — поднять!), особенно если хозяин не успел загодя накачать мышцы. И совсем туго придется такому «слабачку» на проселке или бездорожье, когда застрявший мотоцикл со всеми его лошадиными силами становится просто мертвым куском железа, который нужно вытащить руками.

Ну, теперь можно и резюмировать? Учитывая все сказанное плюс довольно высокую цену, настоятельно советовал бы покупать мотоцикл среднего класса только людям крепким, достаточно рослым (хотя бы не ниже 170 см) и имеющим уже стаж вождения не меньше трех лет, опыт езды по разным дорогам.

Тяжелых мотоциклов у нас только два — «Урал» и «Днепр». Правда, и ирбитский и киевский мотозаводы выпускают по несколько моделей, но существо дела от того не меняется, поскольку модели похожи как близнецы. Мотоциклы этого класса начинающим почти недоступны, ибо чрезвычайно дефицитны и еще более дороги. Дефицитность же объясняется тем, что в сельской местности тяжелые мотоциклы используются и в качестве личного транспорта, и в качестве мини-грузовиков, поскольку все они выпускаются только с боковым прицепом и способны перевозить трех человек, а порой и до 300—400 кг груза. Достаются они» как правило, людям уже достаточно взрослым, имевшим прежде какой-то транспорт и знающим, что они хотят, а потому тут и объяснять ничего не нужно.

Перечитывая написанное, я понял, что слишком скупо сказал о мотороллерах. Сейчас есть возможность исправить этот пробел, коль уж мы заговорили о селе. Необыкновенной популярностью у сельских жителей пользуется грузовой мотороллер «Муравей-2», имеющий добротную платформу очень высокой грузоподъемности (315 кг) и выпускаемый в двух вариантах — одноместным и двухместным. К нему относится почти все, что сказано о тяжелых мотоциклах (в том смысле, что мальчишки его не покупают), но у него есть и один характерный недостаток: единственный среди наших транспортных средств «Муравей» имеет три колеи — а это заставляет быть особенно строгим в управлении.

Пассажирский мотороллер «Тулица» выгодно отличается от всех мотоциклов тем, что очень хорошо защищает водителя от грязи, и потому на нем можно ездить даже в обычном костюме — тут ведь и посадка-то особая, как на стуле. Но за это удобство приходится платить. Как в натуральном виде, при покупке, так и увеличением массы (170 кг) и соответственно потерей скорости и динамики. Такова жизнь: за все надо платить. То обстоятельство, что «Тулицу» покупают, убеждает в ее привлекательности, причем чаще для людей в возрасте, спокойных, уравновешенных по натуре.

Итак, решение принято, выбор сделан. Не знаю, повлиял ли я на этот процесс хоть частично, но теперь уже поздно что-либо менять, потому что в магазин привезли именно то, что вам нужно, и вы горите нетерпением отправиться туда. Но все же примите последние напутствия.

Поезжайте вдвоем с человеком, который уже знает в этом толк, и на его мотоцикле. Так вы по крайней мере решите проблему первой заправки. Да и, что бы ни говорили о предпродажной подготовке, опытный глаз никогда не помешает: он заметит и трещину в фонаре, и перегоревшую лампочку, и проколотое колесо и... мало ли что еще можно заметить в новом мотоцикле! Не забудьте свое водительское удостоверение, шлем с очками и мотоциклетные перчатки.

Когда получите ящик с мотоциклом, то... Впрочем это уже тема другой статьи. А я с вами прощаюсь и желаю не ошибиться в выборе.


 

1989N07P5-6

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Решение проблемы засорения поплавковой камеры в карбюраторе

Владельцам мотоцикла Ява 634 Чтобы сливное отверстие в поплавковой камере карбюратора на мотоцикле Ява 350 634 не засорялось, я вставил в него изогнутую (см. рисунок) пластмассовую трубку (пригоден использованный стержень от шариковой авторучки). Прямую трубку нагрел в кипятке и остудил на предварительно согнутой проволоке подходящего диаметра — так она сохранит форму и на ней не будет изломов. Установить ее легко если предварительно ослабить крепление крышки поплавковой камеры, а затем затянуть винты, зажав конец трубки в сливном отверстии.М. ИВАНОВ172500, Калининская область, г. Нелидово,ул. Куйбышева, 66, кв. 4 Пластмассовая трубка, предохраняющая сливное отверстие карбюратора от загрязнения: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — трубка; 3 — поплавок. 1980N06P33

Читать далее >>

Ява Ойлмастер - Jawa Oilmaster

Jawa Oilmaster Эта золотистая ЯВА отличается от всех знакомых нам ее одномарочниц не только внешне. Главное здесь то, что не сразу бросается в глаза, — система раздельной смазки двигателя. Для некоторых читателей она уже не диковинка— для тех, кто знаком с ЯВОЙ «Калифорниан», хотя в нашу страну машина не поставлялась, и с «Планетой-спорт» (о них журнал рассказывал ранее). Мотоциклы CZ-350 модели «472.4» (слева) и ЯВА-350 «Ойлмастер» (с самодельным ветровым щитком) во время испытаний. Что же представляет собой система, названная конструкторами «Ойлмастер»? В баке — чистый бензин; кривошипно-шатунный механизм и детали цилиндро-поршневой группы смазываются маслом, впрыскиваемым в смесительную камеру карбюратора, а точнее — в зону максимального разрежения, под переднюю кромку дросселя, где оно смешивается с воздухом и бензином. Запас масла находится в специальном бачке емкостью около двух лит...

Читать далее >>

Ява 250 Триал - Jawa 250 Trial

Триал для всех   Jawa 250 Trial  Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...

Читать далее >>

Установка переключателя День-Ночь на мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Правила дорожного движения требуют: в светлое время суток у мотоцикла должен быть включен ближний свет фар. Чтобы при этом бесполезно не горели другие лампы, нагружая аккумуляторную батарею и генератор, целесообразно ввести переключатель «День-Ночь». На ИЖ Юпитер 5 с этой целью я дополнительно поставил такой же переключатель, как для указателей поворота, введя его в разрыв черного провода, идущего от вывода 6 замка зажигания, как показано на рисунке.В положении «День» (переключатель выключен) горит только ближний свет фары, в положении «Ночь» (переключатель включен) система освещения действует как обычно.Б. БОБКОВМосковская область, п. Лопатино  Схема подсоединенияпереключателя «День—Ночь»: 1 — замок зажигания; 2 — дополнительный переключатель.   1988N07P33

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5К 01. Юпитер пятый и последний ?

Юпитер пятый и последний ?К началу зимы, когда я принялся за этот отчет, редакционный «Юпитер-5К-01» стал раскручивать шестнадцатую тысячу километров, Такой пробег еще не позволяет дать исчерпывающую информацию о достоинству и недостатках модели. Тем не менее впечатлений достаточно; специалисты утверждают, что для определения качества блюда не обязательно съедать его целиком. Будем следовать этому принципу.Начну с того, что, несмотря на радикально-красный цвет, никаких революционных изменений в «Юпитере-5» не заметил. По существу это все тот же, хорошо известный «ИЖ-Юпитер» более современного внешнего вида. Безусловно, движение к лучшему в нем есть, но лишь с целью «дотянуть» мотоцикл, в то время когда необходим качественный скачок. Изделие ковалось сугубо для внутреннего потребления, видно, что конкурировать с такими породистыми скакунами, как, например, БМВ, «Хонда» или «Ямаха», «Ижмаш» пока не планир...

Читать далее >>