На МЦ ТС-250/1 чувствуешь себя уверенно в потоке транспорта.
В прошлом году редакция получила от мотозавода в Цшопау (ГДР) для проведения теста новую модель мотоцикла МЦ ТС-250/1. О его конструкции было рассказано в декабрьском номере журнала (1978 г), а сегодня, удовлетворяя интерес мотолюбителей, публикуем заметки об эксплуатационных испытаниях.
На спидометре МЦ — 8000 километров. Пробег небольшой, но и он позволяет оценить основные качества мотоцикла.
Силовой агрегат. Главная новинка в его конструкции — пятиступенчатая коробка передач, атрибут спортивных мотоциклов, перенесенный на дорожную модель. Чем это вызвано, оправдано ли такое решение? Эти вопросы я задавал себе, впервые садясь за руль. К новой коробке передач привыкаешь быстро. Правда, манипулировать рычагом переключения приходится чаще, но неудобства, которые испытываешь лишь вначале, с лихвой окупаются возросшей динамикой мотоцикла. Работу двигателя легче приспособить к меняющимся дорожным условиям и нагрузке, полностью используя его мощность.
С удовольствием отмечаем, что данные, заявленные заводом-изготовителем (см. «За рулем», 1978, № 12), подтвердились испытаниями на моторном стенде. Мощность оказалась равной 19,7 л. c. при 5100 об/мин, а крутящий момент — 2,8 кгс*м при 4900 об/мин. Эти цифры говорят о высокой для дорожного мотоцикла форсировке и узком рабочем диапазоне оборотов максимальной мощности и момента. При такой характеристике мотора пять передач помогают полнее использовать все его возможности.
Мягкая подвеска двигателя сделала вибрации от него почти неощутимыми. Субъективные ощущения были подтверждены стендовыми испытаниями на вибронагруженность: она оказалась ниже, чем у многих моделей известных фирм. Благодаря настроенной выпускной системе с эффективным глушителем двигатель работает очень тихо, с приятным басовитым звуком выхлопа. А шума впуска не слышно вообще: продуманная система забора воздуха из зоны наименьшей запыленности (из-под бака) через несущую трубу рамы в сочетании с большим объемом коробки фильтра полностью глушит этот характерный звук.
По сравнению с безукоризненной работой двигателя на высоких оборотах его поведение на холостом ходу и при пуске мне показалось несколько неустойчивым.
Особо высокой оценки заслуживает расход бензина: даже на максимальной скорости он не превышал 5 л/100 км, а средний эксплуатационный расход оказался равным 3,6 л/100 км. Благодаря большой емкости топливного бака — 17,5 л мотоцикл удобен для дальних поездок: запас хода почти 500 километров.
Ходовая часть. Применение открытой рамы на сравнительно тяжелом мотоцикле вызывало сомнения: достаточна ли ее жесткость при больших нагрузках? Теперь можно дать утвердительный ответ. Даже с пассажиром и грузом машина уверенно проходит повороты на высокой скорости, и попадающаяся иногда «гребенка» — волнистый участок дороги — не уводит его с заданного направления. А то, что на МЦ ТС-250/1 можно ездить с боковым прицепом, еще раз говорит о достаточном запасе прочности.
Немалую роль в поведении мотоцикла на дороге играет работа телескопической вилки и задней подвески. Задние амортизаторы у испытываемого МЦ те же, что и у предыдущей модели, зарекомендовавшей себя с самой лучшей стороны. Передняя же вилка — совершенно новой, прогрессивной конструкции. Большой ход — 185 мм, эффективная работа гидравлики, удачно подобранные характеристики пружин нейтрализуют не только мелкие выбоины на асфальте, но и рытвины грунтовых дорог. Вилка не раз спасала тоненький, кажущийся игрушечным обод переднего колеса. Вообще ее качества схожи с заложенными в вилку кроссового мотоцикла, на которую она похожа и внешне. Но если в кроссовом варианте открытые перья как-то оправданы, то в условиях пыльных проселков для дорожного мотоцикла это недопустимая роскошь, ускоряющая износ труб и сальников, а затем и появление течи масла. Именно это и случилось на испытываемой машине. Думается, резиновые гофрированные кожухи, как это сделано, например, на «ИЖ — Планете-спорт», были бы полезны и МЦ-250.
Легкие колеса с дюралюминиевыми ободами выдержали все испытания, не потеряв ни одной спицы. Некоторые замечания хочется высказать по части тормозов. Они очень эффективны, но, на наш взгляд, к рычагу переднего тормоза приходится прилагать слишком большое усилие. Задний же тормоз, который приводится не тросом, а жесткой тягой, требует очень деликатного управления. Нажмешь чуть сильнее — и заднее колесо блокируется.
Шины подчеркивают область применения нового МЦ. Протекторы на обеих чисто шоссейные, с направляющим рисунком. Передняя шина очень узкая — всего 2,75" и при движении по песку или весеннему проселку, чего многим не избежать, зарывается в грунт. Но, если поменять покрышки на те. что используются на «Восходе» или «Минске», проходимость заметно возрастет.
Трансмиссия. Первичная моторная передача традиционна для МЦ — косозубые шестерни. Сцепление находится непосредственно на коленчатом валу. К достоинствам такой компоновки следует отнести долговечность и надежность, но шумит шестеренчатая передача несколько больше, чем цепная.
Вторичная передача — цепная в полностью герметизированном кожухе. За время испытаний она не требовала подтяжки.
Электрооборудование. В системе использованы приборы, проверенные на предыдущих моделях. Из новинок заслуживают внимания задний фонарь с увеличенной площадью свечения и оригинальные указатели поворота. Одно замечание: переключатель указателей расположен неудобно — в оживленном городском движении иногда приходилось отказываться от него и пользоваться жестами. Далековато расположен и замок зажигания, находящийся на фаре.
Из дополнительного оборудования отмечу панорамное зеркало заднего вида. Оно большое, удобное. Хорошим помощником оказался тахометр: с ним точнее выбираешь момент переключения передач, контролируешь обороты двигателя на ходу, регулируешь их на месте.
Подытоживая сказанное, хочется отметить надежность, комфортабельность мотоцикла, простоту и доступность в обслуживании. Удобная посадка, чуткие рычаги управления, послушный двигатель и мягкая работа подвески создают ощущение уверенности, и езда доставляет истинное удовольствие.
Л. ОВСИЕВИЧ, инженер
1979N09P13
Чехлы для Явы На некоторых мотоциклах Ява-634 (из первых партий поставки) довольно быстро выходят из строя чехлы цепи, а приобрести новые пока еще трудно. Вместо них для защиты цепи можно использовать чехлы от мотоцикла Восход. Переделка кожуха:1— рамка; 2— пластина; 3— распорная втулка; 4 — старая часть кожуха; 5 — удлинитель Чтобы закрепить их. надо изготовить два удлинителя 5 (см. рисунок) и две распорные втулки 3, посредством которых соединяем половины кожуха. Удлинители делаем, пользуясь оправкой. К ним привариваем (или припаиваем) рамки 1, которые предварительно при помощи тонкого зубила срубаем со старыхкожухов. Все соединения на кожухе желательно загерметизировать пайкой или другим способом. Для более надежного крепления кожухов следует изготовить новые хомутики или усилить старые, приварив к ним металлические пластинки.На моем мотоцикле после пробега 5000 километров чехлы имеют первоначальный вид.А. КОРНИЛОВ 606230, Горьковская обла...
Читать далее >>На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38
Читать далее >>На всех ижевских мотоциклах — одноцилиндровых «планетах» и двухцилиндровых «юпитерах» стоят коробки передач одинакового устройства, но различающиеся механизмом переключения и передаточными числами.На выпускаемых ныне моделях ИЖ-П3, ИЖ-ПС, ИЖ-Ю4 используют унифицированные шестерни (см. таблицу), которые можно установить и на прежние модели — ИЖ—49. ИЖ—56, ИЖ-П, ИЖ-П2, но только вместе с первичным валом, барабанами сцепления и вилками переключения от ИЖ-П3.В процессе эксплуатации неисправности в коробке возникают чаще всего от перегрузок, грубого, силового переключения передач, несвоевременной замены масла. Нередки случаи повреждения деталей после домашнего ремонта коробки, когда допускают ошибки при ее сборке и регулировке. Рассмотрим наиболее частые неисправности.Не включаются вторая и третья передачи (первая и четвертая включаются). На «планетах» этот дефект появляется из-за ослабления винтов, крепящих упор механизма пе...
Читать далее >>Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле. Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер. 1979N03P31
Читать далее >>