Двигатель мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Двигатель мотоцикла ИЖ ПС

 

Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».

Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развивали мощность 25—34 л. с. Отдельные их образцы имели такие же диаметр и ход поршня, тип продувки, крепление головки и цилиндра, тип моторной передачи, что и модель «ИЖ—Планета-спорт».

 

Двигатель ИЖ Планета Спорт

1 — педаль переключения передач; 2 — сцепление; 3 — ведущая шестерня моторной передачи; 4 — масляный насос; 5 — пробка с масляным щупом; б — щека коленчатого вала; 7 — шатун; 8 — валик привода спидометра; 9 — продувочные каналы; 10 — выпускная труба; 11 — проем для одной из четырех длинных шпилек крепления цилиндра; 12 — поршневые кольца; 13 — свеча; 14 — поршневой палец; 15 — верхняя головка шатуна с игольчатым подшипником; 16 — поршень; 17 — декомпрессор; 18 — одна из двух коротких шпилек крепления головки; 19 — гильза цилиндра; 20 — шланг подвода масла; 21 — трос управления дросселем; 22 — дренажный шланг; 23 — карбюратор с центральным расположением поплавковой камеры; 24 — поплавковая камера; 25 — шестерни коробки передач; 26 — рычаг выключения сцепления; 27 — шток выключения сцепления; 28 — ведущая звездочка главной передачи; 29 — сектор механизма переключения передач; 30, 32 — вилки переключения передач; 31 — червячный валик управления вилками; 33 — вал переключения передач; 34 — ведомая шестерня моторной передачи.

 

Сейчас многие из этих конструктивных решений перешли с опытных спортивных моделей на серийную, что еще раз свидетельствует о прогрессивном влиянии спорта на развитие техники.

Рассмотрим устройство двигателя «ИЖ—Планеты-спорт», новой машины, которая уже стала поступать к мотоциклистам.

Он, как и все современные мотоциклетные моторы, собран в одном блоке с коробкой передач. В передней части общего картера, имеющего продольную вертикальную плоскость разъема, расположена кривошипная камера двигателя, а в задней — коробка передач. Обращают на себя внимание непривычно малые размеры картера, достигнутые благодаря плотной компоновке деталей и боковым крышкам, максимально приближенным к ним.

Цилиндр, как и у всех ижевских мотоциклов, имеет алюминиевую рубашку и гильзу 19 из специального чугуна. Впервые такие цилиндры появились на небольшой партии кроссовых ИЖ—350С в 1948 году, а с 1956 года они уже нашли применение и на серийной дорожной модели — ИЖ—56. Преимущества их перед цельночугунными цилиндрами — меньший вес и лучшее охлаждение (алюминий обладает большей теплопроводностью), а также хорошо освоенная технология — предопределили выбор конструкторов.

Головка цилиндров отлита из алюминиевого сплава и обеспечивает необходимое охлаждение.

Цилиндр вместе с головкой крепится к картеру четырьмя шпильками, а головка, кроме того, еще двумя гайками притянута к цилиндру, в рубашку которого ввернуты две короткие шпильки.

«ИЖ—Планета-спорт» — первая серийная модель ижевского завода с трех-канальной петлевой продувкой. Интересно напомнить, что двигатели ИЖ—7 1934 года имели одноканальную поперечную продувку с дефлектором на поршне, потом, начиная с ИЖ—8, завод перешел на двухканальную петлевую продувку, и, наконец, дальнейшим логическим шагом стал переход на трехканальную продувку (левый и задний каналы 9 видны на рисунке). Она очень часто находит применение на высокофорсированных гоночных моторах, так как повышает наполнение цилиндра и улучшает охлаждение днища поршня, избавляя его от перегрева и прогара, повышает износостойкость деталей цилиндро-поршневой группы, снижает расход топлива.

Для уменьшения потерь на трение в верхней 15 головке шатуна установлены игольчатые подшипники, заменившие традиционную бронзовую втулку. Они способны выдерживать высокие обороты, более долговечны и дают прирост мощности.

Коленчатый вал неразборной конструкции установлен на трех подшипниках: двух роликовых 2505 и шариковом 304, расположенном на конце левой цапфы. Этот подшипник удерживает вал от осевого смещения. Для сообщения усилия от вала коробке передач использованы две косозубые шестерни 3 и 34. Они более надежны и долговечны, чем общепринятая цепная передача.

Одной из самых интересных новинок, впервые примененных в отечественном мотоциклостроении, является раздельная система смазки двигателя. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в соотношении 1 : 25. Таким образом, его количество, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Для нормальной же смазки трущихся деталей при разных режимах работы двигателя требуется разная подача масла: чем меньше обороты и нагрузка, тем меньше надо масла, и наоборот.

Именно эти условия обеспечивает система, примененная на «Планете-спорт». Масло заливается в отдельный бачок и посредством насоса 4 подается через шланг 20 во впускную систему. Насос приводится непосредственно от коленчатого вала, а его дозирующее устройство управляется тросом, сблокированным с тросом управления карбюратором. При увеличении оборотов или нагрузки двигателя (в это время водитель «дает газ», то есть поднимает дроссельный золотник) производительность насоса растет. Для контроля за поступлением масла служит сигнальная лампа на корпусе фары, соединенная с датчиком нагнетательного клапана, который установлен на картере между цилиндром и карбюратором.

Новая система не только обеспечивает оптимальные условия смазки, но и дает экономию масла (расходуется 1,2— 2,5 процента по отношению к бензину вместо 4 процентов в обычной системе), а это положительно сказывается на смесеобразовании и уменьшает количество нагара и токсичность отработавших газов.

Двигатель снабжен карбюратором 23 с центральной поплавковой камерой 24 и диффузором диаметром 32 мм. В отличие от распространенных карбюраторов с боковым расположением камеры он более компактен и сохраняет уровень топлива, а стало быть состав смеси, постоянным независимо от продольного или поперечного наклона машины.

Если обратиться к истории, то можно узнать, что карбюраторы с центральной поплавковой камерой (ЛКЗ—22) применялись на довоенных мотоциклах ИЖ. Потом они уступили место иным конструкциям, а сейчас карбюратор с центральной камерой вновь вышел на сцену.

Модель «Планета-спорт» — первый из ижевских мотоциклов с воздушным фильтром, имеющим бумажный элемент. На ИЖах довоенных моделей и послевоенном ИЖ—350 стояли сравнительно малоэффективные сетчатые воздухоочистители. Опыт участия в кроссах принес немало полезного в области совершенствования очистки воздуха. На ИЖ—49 в 1951 году появился инерционный фильтр, позже ИЖ—56 оснастили контактно-масляным фильтром, и теперь, опираясь на практику эксплуатации машин в кроссах и многодневке, конструкторы «ИЖ—Планеты-спорт» остановили выбор на бумажном фильтрующем элементе.

Перед ними стоял вопрос и о том, как уменьшить влияние на мотоцикл и водителя вибрации, присущей одноцилиндровому двигателю. Здесь найдено такое решение: силовой агрегат, глушитель, руль, бензобак соединены с рамой посредством резиновых элементов.

Таково в общих чертах устройство двигателя нового ижевского мотоцикла.

 

Техническая характеристика

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Бесконтактная система зажигания и дополнительные приборы контроля двигателя Jawa 638

Читать далее >>

Ява 634-01. Подробное описание новинки

Знакомьтесь: новая Ява В этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит Ява 350 модели 634-01. Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 12) и «Чехословацкое мотор-ревю».Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников) Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.Новая машина разрабатывалась с учетом огромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом, для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежности двигателей мотоциклы ЯВА забрались и в такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ...

Читать далее >>

Ява 350 634-01. Новинка

Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...

Читать далее >>

Доводка двухтактного мотоциклетного мотора ( Ява 634 )

Найденная мощность Журнал уже много рассказывал об эксплуатации мотоцикла — об уходе за электрооборудованием, балансировке колес, о расходе топлива.Эта статья посвящена доводке двухтактного мотоциклетного мотораМногие мотолюбители полагают, что для восстановления былой мощности двигателя достаточно заменить изношенные детали новыми и аккуратно обкатать машину. Обычно так и бывает, но нередко, завершив ремонт, с недоумением констатируют его малую эффективность и, безуспешно испытав различные варианты регулировок, делают вывод, что нельзя получить от этого двигателя большего. На самом же деле, если все другие системы исправны, очень часто можно заметно повысить основные параметры (мощность, приемистость, экономичность) такого мотора доводкой, а точнее, взаимной подгонкой некоторых его деталей.Дело в том, что, в силу требований массового производства, каким является мотоциклостроение, некоторые размеры деталей, особенно получаемых литьем, имеют довольно значительный разброс. Ес...

Читать далее >>

Ява 891.5. Мотоцикл для гонок по льду

Jawa для гонок по льду За всю историю первенств мира в мотоциклетных гонках по льду те, кто становились чемпионами, выступали на мотоциклах ЯВА. Это лучшая рекомендация завода в Дивишове, выпускающего трековые гоночные мотоциклы. Что же представляет собой специальная модель ЯВЫ для гонок по льду? Разрабатывая ее конструкцию, чехословацкие специалисты опирались на богатый опыт советских спортсменов. За основу была взята рама, созданная в свое время В. Карнеевым. С годами она, естественно, совершенствовалась, изменялась также конструкция передней вилки, некоторых второстепенных деталей. Сегодня после пяти модернизаций модель Jawa-891.5 (она выпускается с 1978 года) продолжает оставаться машиной чемпионов, и значительное количество этих мотоциклов поступает в СССР. Ежегодно советские спортивные клубы, располагающие сильнейшими в мире спортсменами в гонках по льду, получают более ста этих машин.Помимо рамы, передней вилки, масляного бака измененной конструкции ЯВА-891.5 отличается от ...

Читать далее >>
Рабочий объем, см3 340
Степень сжатия 10.0-10.5
Топливо бензин АИ-93
Номинальная мощность по системе САЕ* (при об/мин), л. с. 32/5600—6200
Номинальный крутящий момент по системе САЕ* (при об/мин), кГм 3,5 — 3,8 / 5200 — 5600
Расход топлива: удельный, г/л. с. час 350
эксплуатационный при скорости 100 км/час. л/100 км 6.5
Система зажигания батарейная, 12 в
Коробка передач четырехступенчатая
Сцепление многодисковое в масляной ванне
  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения